Таки в чём суть проекта? Чтобы из Ибаньеза с каменным Фендером выжать звук Стива Рэй Вогана?
Именно с этого всё и началось. Однако по ходу схемного экспериментирования удалось весьма близко подобраться и к звуку Ричи!
(позднее оказалось, что в этом направлении давно и успешно работал Колдун_ - весьма достойный специалист. В личном общении мы выяснили, что шли разными путями к примерно одной цели. Респект хорошему человеку!)
Итак, мы остановились на теме резонанса и помним про герра Лемме. Давайте не поленимся и почитаем его труд - лишние знания никому ещё не повредили.
http://guitar.ru/articles/pickup/sound-pickup_316.htmlКонтрольный вопрос: что там было сказано про 3 кГц? Правильно, это и есть звонкий звук. В конечном итоге, при всех схемных наворотах приходится возвращаться к гитарному спектру, если хотим получить звук именно гитары, а не какого-нибудь кубыза. А в этом дле
Peaker - лучший помощник. Он делает два дела: задирает нужные верха и одновременно выдавливает ненужные - те, что несут в себе шум и песок, а также провоцируют самовозбуждение.
Попутно в экспериментах с Peaker'oм был выяснен, наконец, вопрос - насколько критично употребление металлоплёночных конденсаторов против керамических в низковольтной аппаратуре. Измерения и картинки на осциллографе показали: разница действительно есть. С кошерными конденсаторами и резонанс покруче, и пьедестал пика пожёстче, но... всего на несколько процентов. То есть, высокодобротные конденсаторы, конечно, обладают своими неотъемлемыми свойствами, но влияние схемотехники - первично. Никакой красный, синий или зелёный кондёр какого бы ни было производства никакими волшебными свойствами не обладает. Однако, поддавшись суеверию mojo, я сейчас сам стал ставить их в надежде, что уж теперь самый лучший результат никуда не ускользнёт...
Далее по теме и про самое интересное -
аппроксиматор. После первой успешной операции заказчик выявил энтузиазм и пожелал продолжения изысканий, поскольку классическая диодная пара в обратной связи ОУ способна дать музыкально звучащие искажения в довольно узком диапазоне амплитуд сигнала. Наращивание числа пар приводит только к изменениям масштаба, но не характера клиппинга. Были перепробованы (и предварительно промерены с построением индивидуальных ВАХ) десятки самых разных диодов - от совкового германия до разноцветных светодиодов. Некоторые положительные результаты были отложены на будущее, но радикального выигрыша получить не удалось...
И тут вспомнилось: в начале 90-х был эпизод работы с аппаратурой скремблирования, где на входе стояло устройство для мягкого сжатия динамического диапазона речи - именно то, что надо. Короче, взял я этот кусочек схемы, немного перебрал номиналы резисторов и число клиппирующих диодов и - вуаля! Получилось отлично! Фишка схемного решения в том, что каждая диодная пара открывается плавно, одна за другой и их ВАХи незаметно наползают друг на друга, сливаясь в одну общую, очень плавно изгибающуюся кривулину, а это как раз и даёт очень мягкое сжатие синуса без образования полок среза. И это действительно know-how, которого в традиционной гитарной схемотехнике нет. Охотно поблагодарил бы автора, если бы знал кого...
(продолжение следует!)