Первой наматываем вторичную обмотку. На реализации отвода от сотого витка остановлюсь чуть позже. Здесь же хочу отметить следующее - последний слой первичной обмотки закрывает только часть ряда. Чтобы как-то снивелировать слой и предотвратить появление ступеньки при намотке последующих слоёв наматываю несколько полос обычной бумаги на незаполненный проводом участок.
затем укладываем межобмоточную изоляцию. И терпиливо, аккуратно, виток к витку мотаем первичную обмотку. Должно получиться как-то так:
на фотографии выше - полный слой. Следовательно, прежде чем начать следующий, нужно сделать межслоевую изоляцию. Как я уже отмечал выше - я использовал для этого обычную кальку, заготовленную полосками на 3-4 мм шире расстояния между щёчками каркаса. По краям полоски нарезается бахрома - делается это чтобы обеспечить полное закрытие витков предыдущего слоя и предотвратить заваливание крайних витков внутрь катушки. Конец полоски можно фиксировать небольшим кусочком скотча. В этом случае клеевая часть скотча не попадает на изоляцию провода, а значит можно не опасаться возможного её повреждения (есть опасение, что скотч разъедает эмалевую изоляцию. ни подтвердить, ни опровергнуть это опасение я не могу, а потому лучше подстраховаться и не делать того, что может негативно сказаться на сроке службы изделия).
продолжаем намотку
когда становится понятно, что количество оставшихся витков сократилось настолько, что предстоящий слой станет последнем - нужно позаботиться о устройстве вывода. Существует много вариантов, как это сделать. Мне понравился следующий:
прежде чем начать последний слой, укладываем кусочек провода, который и будет выводом:
не будет лишним обернуть его полоской изоляции:
и продолжаем намотку последних витков, заделав между ними ещё и вот такую петельку из той же кальки:
когда последний виток намотан, то провод отрезается, продевается в петельку. Тянем за хвост петли и затягиваем её (показано стрелкой), фиксируя тем самым последний виток.
аккуратно спаиваем и изолируем. Тут можно скотч использовать смело.
ещё одна вторичка. варианта, как сделать отвод от витка, я не нашёл лучше чем тот, что показан на фото.
ну и вывод последнего витка выполнен по уже описанной схеме:
дальше укутываем катушку несколькими слоями изоляции, собираем транс (при разборке рекомендую пометить какие половинки сердечника с какими стыковались, чтобы при сборке не решать головоломку-мозайку), обеспечиваем немагнитный зазор в сердечнике (обычная бумага). Где-то читал, что сердечник тоже нужно изолировать от каркаса трансформатора. Надо - значит надо! Мне бумаги не жалко:)
Затем собирается каркас, транс зажимается в тисках. И после этого загибаются уши, стягивающие две половинки каркаса.
Всё! Транс закончен! Осталось поварить его в парафине, но это уже в следующий раз.
Надеюсь, на личном примере я смог показать, что нечего тут бояться в такой работе. Поиски по рынкам и интернетам могут отнять больше времени, чем непосредственно намотка нужного трансформатора. Общее время, которое я потратил на эту работу, составило около 1о часов. (От изготовления катушки до сборки каркаса).
спасибо за внимание