DiK, - теперь мне все понятно.
Я когда приехал на учебу по настройке, у меня первым делом спросили - настраивать пробовал? я говорю - конечно!!
- а как темперацию делал?
- а что это такое?
![Валяюсь :D](https://guitarplayer.ru/Smileys/classic/cheesy.gif)
ну и первый месяц меня учили только "хоры" настаривать..
![Grin ;D](https://guitarplayer.ru/Smileys/classic/grin.gif)
, потом октавы.., потом темперацию - учеба идет от обратного..
Темперацию нужно делать в пределах одной октавы : ля малой - ля 1-й, это наиболее лучше слышимый диапазон по биениям и др..
Есть разные способы -квинтовый, квартовый, кварто-квинтовый, квинто-квартовый и др. Я все перечислять не буду, остановлюсь на том который пользую сам - квинто-квартовый.. - этот способ хорош тем, что в отличии от квинтового или квартового не выходишь за рамки одной октавы и наименьшее количество шагов - 13.
Темперацию делаем по одной струне из хора, я делаю по левой (некоторые рекомендуют правую, так как расстояние от каподастра до колка меньше и и поэтому она стабильнее), использую два резиновых клинка (некоторые любят делать сразу 13-ю клинками, то есть глушить всю октаву, оставляя по одной струне из хора), я двумя клинками глушу кварту или квинту, а проверочную сексту или терцию указательным или средним пальцем правой руки.
Ля 1-й в камертон, от нее ля малой -октаву вниз. Во время темперации хоры не трогаем, чтобы не терять время, - работаем только с одиночными струнами.
далее от ля малой - квинту вверх ми. Теперь подробнее - как строить квинту?
По рассчетам , темперированная кварта должна иметь 1,5 биения в секунду, квинта - 1 биение в секунду (могу ошибаться), и в некоторых пособиях даже рекомендуют , чуть ли не с использованием секундомера, считать биения... - способ бредовый и бесперспективный..
Когда мы настраиваем кварту или квинту в чистый интервал (отсутствие каких либо биений), то можно заметить, что что при приближении к чистому, биения начинают уменьшаться, потом полностью исчезают, потом некоторое время не появляются и далее начинаются опять.., возрастают.. и так далее.. Так вот этот момент, когда "некоторое время не появляются " - очень важный момент - струну нужно оставить в том месте, когда уже биения практически закончились, то есть в начальной точке "некоторое время не появляются " - схематично это можно представить так..
![](https://s006.radikal.ru/i214/1101/93/6f4397258ea9.jpg)
далее от ми кварту вниз к си , и так же оставляем в начальной точке исчезновения биений, далее от си квинту вверх фа# и получаем первый
контрольный интервал - большую сексту ля-фа диез - это второй важный момент. Как должна звучать темперированная большая секста или терция? При правильной темперации в нашем диапазоне у этих интревалов должно быть 20-25 биений в секунду. Считать их конечно не стоит)), но они имеют очень характерный тембр - его можно ассоциировать с "журчанием ручейка", такой мягкий, журчащий , льющийся тембр, характер которого меняется при малейшев движении настроечного ключа - чуть выше - становится сухим и резким, ниже -рыхлым и грубоватым.. Если ты попал в этот тембр, то значит первые 3 шага сделаны правильно и можно двигаться дальше, если нет - возвращаться и править интервалы. Наиболее частая ошибка, это остановка не в начальной точке отсутствия биений, а в конечной.
Попробуй простое упражнение, настрой терцию или сексту, и напрягая вирбель ключом пробуй уловить разницу в звучании чистой и "журчащей", если поймаешь этот момент, считай - все не зря...
![rolleyes :rolleyes:](https://guitarplayer.ru/Smileys/classic/rolleyes.gif)
Далее фа диез -до диез , контроль большая терция ля- до диез
до диез -соль диез , конроль соль диез - си
соль диез - ре диез, контроль ре диез -си
ре диез - ля диез, контроля нет
ля диез - фа, контроль до диез фа
фа-до, контроль до-ми
до -соль, контроль ре диез -соль
соль-ре, контроль ли диез -ре, ре- фа диез..
В каждом шаге останавливатьсяв в начальной точке, то есть все - на понижение..
Круг замкнулся, и как видишь, начиная с 3-го шага, за исключением одного, после каждого есть проверочная терция или секста, в которой должен присутствовать вышеописанный тембр..
Если последовательно взять терции ля-до диез, до диез -фа, фа - ля, то частота (журчание) должо увеличиваться в повышением ...
Далее строятся хоры - 3 струны должны звучать как одна!! - правило железное.., если есть малейший "фленжер" - хор не настроен..
![7 :7:](https://guitarplayer.ru/Smileys/classic/7.gif)
, это же касается и октав..
Потом разгоняешь октавы вверх и вниз, там тоже есть свои ньюансы..
... и добавил:Валерий Ващенко,
Теретически - знаю. Надо уменьшить последнюю, если я правильно помню, квинту. Она попадает в, какую - не помню, редкоиспользуемую гамму.
Уменьшать нужно все интрвалы, а не только последнюю квинту, и уменьшаться они должы максимально равномерно, отсюда и название "равномерно-темперированный " строй. Если взять чистую квинту, после нее чистую кварту, то полученная октава будет шире на 1/9 часть - это и есть "пифагорова кома", так вот задача темперированной настройки, эту лишнюю 1/9 часть равномерно распределить по 12-ти полутонам, оставив чистыми, один единственный интревал - октавы.