Эта статья предназначена для тех, кто хочет понять, что такое делают с усилителями, что за это еще и деньги надо платить. Мы поговорим о самом явлении моддинга, о результатах, о тех, кто их предлагает и том, кому они нужны.
История и предназначение модов усилителей.
Для того, чтобы на пальцах объяснить, что такое моддинг, достаточно провести прямую аналогию с тюнингом авто. Ну, о тюнинге ты уж явно должен быть в курсе, даже если не увлекаешься машинами. Стильно "одетые" иномарки с ракочегаренными движками и басовитыми выхлопами всегда заставляют даже самых равнодушных зевак сворачивать шеи в их сторону.
Основная цель любого серьезного тюнинга - достижение результата: от кадрения длинноногих девочек до победы на стритрейсах.
То же самое можно сказать и о моддинге усилителей. Термин "тюнинг" не прижился, поскольку в английском он также означает и настройку (в частности гитары). Но все принципы и идеи - те же. Естетсвенно, основной задачей моддинга является улучшение звуковых характеристик аппарата, а также добавление функционала.
Говоря об истории возникновения модов, нельзя не отметить тот факт, что большинство аппаратов, на которых ты сегодня играешь - это результаты модификаций уже существовавших ранее схем. Ректифаеры, JCM800, мастер-вольюмные модели плекси-маршаллов - все это было бы невозможно, если бы больные на голову творцы лампового оборудования не занимались модами.
Острая необходимость в моддинге стоковых (т.е. заводских) аппаратов появилась лет 15 назад, когда повсеместное конвейерное производство и удешевление рабочей силы в виде использования труда наших дальневосточных соседей наконец-то принесли вполне ожидаемые результаты: качество продукции упало. С одной стороны, этому есть объективные причины. Например, большой корпорации, вбухивающей безумные деньги в раскрутку и эндорсмент, нужно как-то минимизировать издержки и сокращать трудовые затраты. С другой стороны, нам - конечным музыкантам - откровенно положить на дыры в финансовых отчетах производителей. Потому что единственное, что имеет значение - это звук. А он, увы, ухудшился.
В связи с этим многие компании стали предлагать услуги по модификациям усилителей. Для начала даже не требовалось разрабатывать что-то новое. Достаточно было исправлять косяки производителя. Даже путем замены некоторых компонентов достигается улучшение звука. Безусловно, при этом требуется оценка музыканта и опыт в этом деле.
Основные проблемы, с которыми борются моды - песок в верхних частотах, неуправляемые басы, забивающие середину, возможность грамотно настраивать ток смещения на лампах оконечника (биасинг) и многие другие. Естественно, со временем появились и более серьезные решения, многие из которых довольно радикально поднимают общий уровень звука аппарата.
Сегодня, востребованность модов прежде всего обоснованна тем, что нередко владелец того или иного усилителя не хочет расставаться с его характером, а лишь "подчистить" звук, сделать его сочнее и привлекательнее. Более того, как правило, улучшение звука у многих музыкантов ассоциируется исключительно с покупкой более дорогого усилителя. Моды - это то, что позволит твоему усилку задать жару аппарату, который даже в 2 раза дороже. Проверено.
Мод-Конторы.
На данный момент в мире существуют несколько компаний-производителей, предлагающих своим клиентам профессиональные услуги моддинга. Две конторы, которые делают это максимально официально и стандартизированно: Voodoo Amps и FJA. Принципы их модов довольно схожи, но подход несколько отличается. Если Трэйс (Voodoo Amps) предлагает готовые программы модов с отработанными комплексными модификациями под ключ, то Джерри (FJA) нередко берется даже за самые минимальные моды.
Также, многие именитые производители усилков также делают моды. Как правило это конторы, производящие аппарат верхнего сегмента: Cameron, Fortin, Titan, Fargen, Suhr (Custom Audio Amplifiers) и некоторые другие. Ряд производителей предлагает моды на свои собственные аппараты. Так что, если владелец усилителей Bogner, CAA, Fryette (ex-VHT) захочет проапгрейдить свой аппарат в соответствии с новыми спецификациями, у него есть возможность сделать это у самого производителя.
Нередко мод сопровождается с заменой стоковых трансформаторов на более серьезные типа Partridge, Heyboer, Mercury Magnetics, Hammond. Хороший трансформатор позволит твоему агрегату "дышать"! При замене стокового транса на улучшенный расширяется частотный диапазон звука. При этом, конечно же, надо учитывать, что подобный мод может потребовать определенной частотной корректировки. Ибо расширенный диапазон может привести к проявлению нежелательных артефактов в звуке.
Следующее видео с Fortin JCM800 2203 наглядно демонстрирует, насколько глубокая работа была проведена над усилителем:
Fortin Modded Marshall JCM800 2203Тут сравниваются два протюненных пивака )
Peavey 5150 Voodoo Amps Standard Mod vs. 5150 TubeTone Gold Mod