TECH NOTE #102
Рассеяние звука
ноябрь 2008
Никогда не удивлялся почему твой кабине 4×12 звучит лучше, когда ты стоишь сбоку? Никогда не удивлялся почему профессионалы подмикрофонивают динамик с краю, а не по центру? Говорили ли люди из публики, что звук у твоей гитары пронзительный, а для тебя на сцене она звучала отлично? Это результат направленности динамиков. Динамики изначально не проецируют все частоты одинаково. По мере увеличения частоты ее рассеяние уменьшается. В нетехнических выражениях это означает, чем выше ты играешь на гитаре – тем более направленным будет твой звук. По своей природе динамики динамики на низких частотах имеет склонность к ненаправленности. Это означает, что ты можешь стоять сбоку от кабинета и практически слышать те же низкие и низкую средину, что и публика, стоящая прямо напротив твоих динамиков. С другой стороны – и тут начинаются проблемы – высокие частоты «лучат» из центра динамика. Когда ты стоишь в стороне от центра динамика (не прямо напротив него) ты слышишь ровный баланс низких, средних и высоких и чувствуешь «кач» от своего прекрасного звука. К несчастью, к неведению для тебя твои слушатели, находящиеся напротив твоего кабинета, убиваются высокими, «лучащимися» из центров динамиков. ТОЛЬКО ДЛЯ ТВОЕГО СВЕДЕНИЯ: в противовес некоторым заключениям, комбинация динамиков 2 по 2, как в кабинете 4×12 усугубляет проблему и только ухудшает «лучение». Когда будешь играть в очередной раз – пройдись перед динамиками и присядь перед ними. Ты будешь удивлен разницей в восприятии со стороны (сбоку) и по оси (прямо перед динамиками). Слушал ли ты когда-нибудь группу в небольшом помещении, где слышно все6 со сцены и удивлялся ли почему гитара звучит так ярко? Слышит ли гитарист эти неприятные высокие? Этот придурок оглох?!?! Скорее всего, он стоит рядом с кабинетом и все эти высокие проходят у него/нее между ног, поэтому он/она и даже не слышит.
Хорошо… Я показал как мы играем годами, веря в то, что любой из толпы думает, что у нас обалденный звук, как мы думаем … или как? Отлично, и что же мы можем с этим делать? Ответ в следующем: поставить динамики так, чтобы ты слышал то же, что и все остальные. Если поставить кабинет достаточно далеко сзади, ты, наверное, услышишь все прекрасно. Если это невозможно – постарайся поставить кабинет под на сцене под углом, а не направлять его на аудиторию. По крайней мере, тогда будешь убивать только других членов группы, а не публику. Вероятно, тебе ведь часто хочется убить барабанщика или басиста, правда? Самое лучшее – развернуть кабинет так, чтобы он бал направлен в твою голову. Гарантирую, что ты выставишь ручки совсем не так, как ты обычно делаешь.
Существуют несколько компаний, которые предлагаю клеевые решения проблемы «лучения». Некоторые компании делают диск, который устанавливается перед динамиком и помогает рассеивать высокие. Эти диски имели определенный успех, хотя вызывают определенные проблемы с фазой. И еще поскольку перед динамиком находится твердый предмет, то если поставить микрофон перед диском (что часто случается на выступлениях), звук может быть жутким, поскольку диск блокирует звук, идущий в микрофон. По-нашему лучшего всего работает «Звуковой лифчик» (Tone Bra) компании Music Products Group (
вот как оно выглядит – прим. пер.
http://www.grailtone.com/forum/viewtopic.php?f=9&t=37800 ). Диски изготовлены из специального вспененного материала, который снижает уровень высоких, а не блокирует их.
Меня всегда удивляет когда этот вопрос обсуждается и гитаристы делают заявления: «Ненавижу как звучит моя гитара, когда я стою перед динамиками». Ответ заключается в том, чтобы не просто стоять сбоку, и она звучала хорошо только для тебя. Помнишь зачем мы играем? Чтобы другие наслаждались. Всегда надо прилагать осознанные усилия и думать о том, что слышит аудитория.
На этой приятной ноте ……………
Будь одним из тех, кто засыпает, а не роет канавы (Эд Креске)
Спасибо,
Bruce Egnater