Автор Тема: Гитарный ламповый усилитель правильная эксплуатация  (Прочитано 9120 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн НиколайМосква Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • GuitarPlayer.Ru
Гитарный ламповый усилитель правильная эксплуатация

Как правильно использовать гитарные  ламповые усилители:
1) предварительный усилитель, 
2) усилитель мощности?

Буду благодарен ответам тех кто знает законы работы техники, по образовании и личному опыту, не по «чтению соц.сетей» )))

Пример интересующих моментов )) :

- Что вреднее ламповому предварительному усилителю:
два раза включить и выключить за один час
или наоборот
не выключать в течение всего часа, зная что дважды за час будешь играть?

- Лампы «изнашивают ресурс» всегда в момент включения или только когда обрабатывают звук?

- Примерный ресурс ламп (точный знаю нереально определить) для :
1) предварительного усилителя, 
2) усилителя мощности?

и т. п.

Другие важные правила, законы от профессионала тоже хорошо бы узнать ))
« Последнее редактирование: Августа 30, 2015, 13:29:03 от НиколайМосква »

Онлайн -I-

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9514
    • vk.com/sergeon11
Играй по 29 минут 59 секунд, если больше тогда лампы сдохнут быстрее, и еще лампам нужно отдыхать минимум 8 часов в день (китайским лампам нужно 10 часов отдыхать) ;D

Оффлайн Dremor

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1088
  • Не тролль

Оффлайн Germumu

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2240
  • Ibanez'нутый!
НиколайМосква, Играй, включай, как хочется, и не парься за лампы. Музыка важнее.

Оффлайн ZHENIX

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
- Примерный ресурс ламп (точный знаю нереально определить) для :
1) предварительного усилителя, 
2) усилителя мощности?

пред: 3-5 лет, а в некоторых приборах пашут десятилетиями
мощник: от 2 лет

если уж купил усилок-то хватит с него пылинки сдувать, просто будь готов обслуживать по мере надобности. Кстати мало кто задумывается что техника стареет и портится в том числе от простоя и отсутсвия регулярной работы, ведь работа для оборудования-это жизнь, равно как для человека движение.

Оффлайн НиколайМосква Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • GuitarPlayer.Ru
В теме или в вопросе ни одного слова про то как бы "подольше и ничего не меня".
Правильная эксплуатация - это уважение к тем людям кто сделал усилитель и полное использование его возможностей.

ZHENIX спасибо.
« Последнее редактирование: Августа 30, 2015, 17:01:32 от НиколайМосква »

Оффлайн Prado1

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 206
  • Век учись дураком умрешь
Фиг знает, я играю и не парюсь... Но оставлять технику включенной нельзя даже хотя бы из соображений пожарной безопасности я не говорю уже про стоимость киловатта  :)
Поиграл выключил, надо включил ...

Оффлайн slonjara

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1286
  • Эх щас наваляю........
одно из важных условий - задержка подачи анодного напряжения. а вообще по данной теме можно найти много информации

Оффлайн albertas

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8306
  • Игнорирую посты, где ко мне обращаются на "Вы"
    • В этом городишке я живу
Как правильно использовать гитарные  ламповые усилители:
1) предварительный усилитель, 
2) усилитель мощности?

Без разницы, преамп, или оконечник, самый "слабый" компонент - лампа что в том, что в другом. В оконечнике лампы работают в более тяжёлом режиме, поэтому, если усилитель используется по назначению (т.е. репы и концерты, а не дома на громкости 0.5 из 10), живут короче. Включение/выключение: включаем "power", следим минуту или чуть больше, как лампы начинают уютно светиться, тогда включаем "stand by", выключаем в обратном порядке, ждать не нужно. Бережём аппарат от колебаний напряжения - стабилизатором напряжения. Так же от перепада, если вдруг исчезнет напряжение, это не так опасно, как, если исчезнет на долю секунды - несколько секунд и опять вдруг появиться, по сути не сложно сделать устройство, которое при таком случае позволит заново включить усилок только тогда, когда после перепада ты спокойно отключишь тумблеры усилка, сам восстановишь питание для лампового аппарата (т.е., когда уже основная волна сетевого удара уже прошла) и запустишь заново в выше указанном порядке.

НЕЛЬЗЯ!!! включать ламповый оконечный (или полноценный, содержащий преамп и оконечник в одном корпусе) усилитель, если к его выходу не подключён динамик/кабинет соответствующего сопротивления и подходящей мощности или его эквивалент по параметрам сопротивление/мощность (в простонародии - лоудбокс)!!!

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ И РЕЧИ!!! об "отыграл, спешу домой, срочно за усилок, бросаю как попало в багажник жопавозки и уезжаю в спортивном стиле, не обращая внимания на дорожные ямы". После игры (да и во время игры) горячие лампы очень чувствительны к любой встряске, нельзя транспортировать, менять место работающего или всё ещё горячего усилителя! Спокойно, если есть возможность, перекуривая, собираем инструменты педалборды, скручиваем провода и последним спокойно и осторожно!!! со сцены/реп. точки уносим усилитель, надеясь, что все компоненты ламп уже по возможности остыли

Цитировать
Пример интересующих моментов )) :

- Что вреднее ламповому предварительному усилителю:
два раза включить и выключить за один час
или наоборот
не выключать в течение всего часа, зная что дважды за час будешь играть?

- Лампы «изнашивают ресурс» всегда в момент включения или только когда обрабатывают звук?

Да фиг знает, надёжность лампы усиления такая же, как и лампочки освещения, т.е. в зависимости от производителя, (не)удачного экземпляра может перегореть при первом включении, а может прослужить годами (это если не создавать эмиссию катода, включить "грелку"катода, чтобы светилась, но не подавать анодное напряжение (т.е. не включить "stand by") и сигнал на сетку (т.е. не играть).

Лампа не обрабатывает звук, а усиливает со своими "не (совсем) линейными" нюансами. Элемент лампы, который изнашивается, как я уже говорил - катод, когда создаём условия для его эмиссии, т.е. включаем анодку и подаём сигнал, чем сильнее сигнал на сетку, тем сильнее анодка "вытягивает" ток (осциллограмма которого повторяет осциллограмму сигнала, подаваемого на сетку, только в много тысяч раз большей амплитуды - т.е. лампа усиливает сигнал) из катода, т.е. основной износ катода именно во время игры. Если оставить только нагрев катода (т.е. "stand by" отключён), то изнашивание катода происходит только по температурным причинам, т.е. до красна нагретый металл он всё равно эмитирует частицы, что мы наблюдаем, когда видим свет "спокойного" усилителя. Эта эмиссия микроскопическая и обычно за неё не опасаются - если между двумя частями концерта перерыв 15 мин, ни кто обычно нагрев катода не отключает. При включённом анодном напряжении эмиссия катода происходит иза так называемого тока покоя, т.е. он существует теоретически, но с ним борются больше иза собственного шума лампы, чем из опасения, что он "съест" катод, ибо присутствует он в равной степени в любом режиме работы лампы, т.е. всё равно где-то рядом с полезным сигналом и при игре. Теоретически тоже не большой износ, но тут уже может кто-то какой провод задеть, может гитара со стояка упасть будет "бум", который опасен не только для лампы и динамика, но в случае выхода из строя ламп оконечника, и для выходного трансформатора - самого дорогого компонента усилителя.

Цитировать
- Примерный ресурс ламп (точный знаю нереально определить) для :
1) предварительного усилителя,
2) усилителя мощности?

Играя всё время дома оконечные лампы могут служить и дольше предварительных. В нормальных рабочих условиях (регулярные репы/концерты), как уже говорили, оконечные - год-два, предварительные - 3-5 лет, что тоже во многом зависит от того, играешь на чистом звуке, перегруз формируешь педальками, или даёшь перегрузиться и лампам преампа и на сколько сильно. Вообщем гугли на тему "признаки севших ламп"


Может где какой пролёт сделал, чего не дописал, ибо знания мои тоже довольно дырявые. Исправляйте, дополняйте :)
« Последнее редактирование: Августа 30, 2015, 22:21:59 от albertas »

Оффлайн ZHENIX

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
Может где какой пролёт сделал, чего не дописал, ибо знания мои тоже довольно дырявые. Исправляйте, дополняйте :)
исчерпывающе

Оффлайн НиколайМосква Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 524
  • GuitarPlayer.Ru
Ну вот сейчас можно - не "обвинят" в искусственном поднятии темы )))
Albertas спасибо. И всем кто по делу написал. Основы ясны  :)

Оффлайн Prado1

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 206
  • Век учись дураком умрешь
Без разницы, преамп, или оконечник, самый "слабый" компонент - лампа что в том, что в другом. В оконечнике лампы работают в более тяжёлом режиме, поэтому, если усилитель используется по назначению (т.е. репы и концерты, а не дома на громкости 0.5 из 10), живут короче. Включение/выключение: включаем "power", следим минуту или чуть больше, как лампы начинают уютно светиться, тогда включаем "stand by", выключаем в обратном порядке, ждать не нужно. Бережём аппарат от колебаний напряжения - стабилизатором напряжения. Так же от перепада, если вдруг исчезнет напряжение, это не так опасно, как, если исчезнет на долю секунды - несколько секунд и опять вдруг появиться, по сути не сложно сделать устройство, которое при таком случае позволит заново включить усилок только тогда, когда после перепада ты спокойно отключишь тумблеры усилка, сам восстановишь питание для лампового аппарата (т.е., когда уже основная волна сетевого удара уже прошла) и запустишь заново в выше указанном порядке.

НЕЛЬЗЯ!!! включать ламповый оконечный (или полноценный, содержащий преамп и оконечник в одном корпусе) усилитель, если к его выходу не подключён динамик/кабинет соответствующего сопротивления и подходящей мощности или его эквивалент по параметрам сопротивление/мощность (в простонародии - лоудбокс)!!!

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ И РЕЧИ!!! об "отыграл, спешу домой, срочно за усилок, бросаю как попало в багажник жопавозки и уезжаю в спортивном стиле, не обращая внимания на дорожные ямы". После игры (да и во время игры) горячие лампы очень чувствительны к любой встряске, нельзя транспортировать, менять место работающего или всё ещё горячего усилителя! Спокойно, если есть возможность, перекуривая, собираем инструменты педалборды, скручиваем провода и последним спокойно и осторожно!!! со сцены/реп. точки уносим усилитель, надеясь, что все компоненты ламп уже по возможности остыли

Да фиг знает, надёжность лампы усиления такая же, как и лампочки освещения, т.е. в зависимости от производителя, (не)удачного экземпляра может перегореть при первом включении, а может прослужить годами (это если не создавать эмиссию катода, включить "грелку"катода, чтобы светилась, но не подавать анодное напряжение (т.е. не включить "stand by") и сигнал на сетку (т.е. не играть).

Лампа не обрабатывает звук, а усиливает со своими "не (совсем) линейными" нюансами. Элемент лампы, который изнашивается, как я уже говорил - катод, когда создаём условия для его эмиссии, т.е. включаем анодку и подаём сигнал, чем сильнее сигнал на сетку, тем сильнее анодка "вытягивает" ток (осциллограмма которого повторяет осциллограмму сигнала, подаваемого на сетку, только в много тысяч раз большей амплитуды - т.е. лампа усиливает сигнал) из катода, т.е. основной износ катода именно во время игры. Если оставить только нагрев катода (т.е. "stand by" отключён), то изнашивание катода происходит только по температурным причинам, т.е. до красна нагретый металл он всё равно эмитирует частицы, что мы наблюдаем, когда видим свет "спокойного" усилителя. Эта эмиссия микроскопическая и обычно за неё не опасаются - если между двумя частями концерта перерыв 15 мин, ни кто обычно нагрев катода не отключает. При включённом анодном напряжении эмиссия катода происходит иза так называемого тока покоя, т.е. он существует теоретически, но с ним борются больше иза собственного шума лампы, чем из опасения, что он "съест" катод, ибо присутствует он в равной степени в любом режиме работы лампы, т.е. всё равно где-то рядом с полезным сигналом и при игре. Теоретически тоже не большой износ, но тут уже может кто-то какой провод задеть, может гитара со стояка упасть будет "бум", который опасен не только для лампы и динамика, но в случае выхода из строя ламп оконечника, и для выходного трансформатора - самого дорогого компонента усилителя.

Играя всё время дома оконечные лампы могут служить и дольше предварительных. В нормальных рабочих условиях (регулярные репы/концерты), как уже говорили, оконечные - год-два, предварительные - 3-5 лет, что тоже во многом зависит от того, играешь на чистом звуке, перегруз формируешь педальками, или даёшь перегрузиться и лампам преампа и на сколько сильно. Вообщем гугли на тему "признаки севших ламп"


Может где какой пролёт сделал, чего не дописал, ибо знания мои тоже довольно дырявые. Исправляйте, дополняйте :)

То, что нельзя включать усил без подключенного динамика не знал:-).
Мне интересно почему?
Динамик же не является "нагрузкой" или я ошибаюсь?!   Динамик не потребляет ток в прямом смысле слова, а работает на принципе получения  сигнала звуковой частоты.

Оффлайн albertas

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8306
  • Игнорирую посты, где ко мне обращаются на "Вы"
    • В этом городишке я живу
Prado1, динамик это как раз то, что в 99% случаев имеется ввиду говоря "нагрузка". Просто в качестве нагрузки может быть использован и простой резистор нужной мощности и сопротивления, что и "прячется" в шкатулках с названием "лоудбокс". Сгорит выходной трансформатор без него. Что там за процесс как получается я хз, но мне этого достаточно, чтоб этого не делать

Оффлайн Prado1

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 206
  • Век учись дураком умрешь
Prado1, динамик это как раз то, что в 99% случаев имеется ввиду говоря "нагрузка". Просто в качестве нагрузки может быть использован и простой резистор нужной мощности и сопротивления, что и "прячется" в шкатулках с названием "лоудбокс". Сгорит выходной трансформатор без него. Что там за процесс как получается я хз, но мне этого достаточно, чтоб этого не делать
Мдя... Странная хрень... :) Будем курить вопрос.

Оффлайн vangrieg

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5952
Динамик конечно же "потребляет ток". Ток проходит через его катушку, создавая электромагнитное поле, которое, взаимодействуя с постоянным магнитом, заставляет двигаться мембрану. Мембрана толкает воздух, создавая компрессионные волны, и именно поэтому мы слышим звук.

Но динамик не только потребляет электроэнергию, но и генерирует ее - у мембраны есть масса и инерция, на определённых частотах возникает резонанс, и амплитуда получается больше, чем та, которая должна быть в соответствии с подаваемым сигналом. Катушка движется около магнита, и возникает ток, т.е. динамик становится источником, а выходной каскад усилителя - нагрузкой. Чтобы подавить эти колебания, нужно низкое сопротивление, близкое к короткому замыканию. А у ламп сопротивление высокое. Поэтому в ламповых усилителях ставят трансформатор на выходе.

Если при этом динамик (или другую нагрузку) отключить, то напряжение на выходной обмотке трансформатора растёт, стремясь к бесконечности, если на входную обмотки продолжает поступать сигнал. Соответственно, трансформатор умирает из-за перегрева/пробоя изоляции или чего там случается.

Насколько я понимаю, в реальности у многих современных усилителей, если ничего не воткнуть в разъем для динамика, он (разъем) просто замыкает контакты, поэтому никакого роста напряжения не произойдёт. А вот если один конец спикерного кабеля воткнуть в усилитель, а другой не воткнуть в кабинет, то беда.

Еще у современных усилителей как правило есть отрицательная обратная связь, которая, правда, не для защиты динамиков, но может помочь, если играть без нагрузки недолго и на небольшой громкости.

Но экспериментировать со всем этим я бы не стал. Трансформатор - самый дорогой компонент всего усилителя.