Однажды почти у всех, кто интересуется электрогитарой и занимается музыкой профессионально или в виде хобби, возникает желание опробовать новое для себя оборудование. Кто-то ищет «свой» звук, а кто-то просто коллекционирует собственные впечатления от того или иного прибора. И, конечно же, наибольший интерес у всех вызывают усилители премиум класса. Это как с дорогими автомобилями – если не владеть, то хотя бы поездить. Меня тоже не обошла сия стезя, и я с огромным интересом всегда готов пощупать то, о чем раньше только читал или слышал от своих европейских коллег. Поэтому когда украинский магазин Джем анонсировал дистрибьюцию американского производителя Bogner, я был более чем заинтересован и попросил сообщить сразу же, как только будет возможность увидеть их воочию.
Несколько слов о Bogner Amplification. Все интересующиеся знают легенду об амбициозном и эксцентричном немце по имени Рейнхольд Богнер, который поверил в себя, свою мечту и прибыл в США с усилителем Маршалл, модифицированным им самим, под мышкой. Дальше – история об инновационных идеях, неимоверном трудолюбии, везении и уверенности в своих силах, иногда граничащей с наглостью, но налицо результат – от моддинга усилителей других производителей Богнер перешел к созданию собственных. Надо сказать, что подход к идее, проектированию и сборке у Рейнхольда был и остается маниакальным. Никаких компромиссов ни в звуке, ни в комплектующих. Поэтому компания стремительно развивалась и приобретала все большую популярность среди профессионалов от электрогитары. Дальше – больше. Расширение модельного ряда, появление таких знаковых усилителей как Shiva, Extasy и Ubershall…
В общем все желающие могут почитать про развитие этой компании самостоятельно, я же хочу рассказать пока об одном усилителе этого производителя, который уже долгое время не давал мне покоя каждый раз, как я видел его в Ютубе или читал обсуждения о нем на различных гитарных форумах.
Итак: заинтересовал меня уже легендарный на сегодняшний момент усилитель Bogner Ubershall, что в переводе с немецкого значит «сверхзвуковой». Самое интересное, что я слышал и читал про этот усилитель очень много различных отзывов и мнений. Присутствовали такие слова как «очень тупое, прямолинейное звучание» и «исключительно модерновый звук, тебе не подойдет». При этом от других людей я слышал мнения «лучше усилителя не слышал» и «Убершалл – это навсегда. Стоит один раз его услышать и вы в него влюбитесь». Поэтому я решил сложить свое собственное мнение об этом аппарате. А тут как раз ребята из Джема сообщили, что в магазин приехала первая партия усилителей этого производителя и можно приходить щупать. Разумеется, я сразу поехал смотреть на усилитель, о котором раньше столько читал. Мое знакомство с Убершалом состояло из нескольких «свиданий», так как в первый раз я был без своего инструмента, да и времени, чтобы плотно поиграть на нем не было. Так что первое впечатление получилось исключительно эстетическое.
Выглядит этот усилитель просто отлично. Вроде бы ничего особенного, простой, я бы даже сказал, аскетичный дизайн. Так я думал до тех пор, пока не подошел поближе. Просто потрясающий черный толекс с «цветочно-лиственным» узором, добавляющий дороговизны (не кричащей вульгарности, а именно аристократического шарма) внешнему виду. Скромная с виду панель управления с мелким, но хорошо читаемым шрифтом. И фирменный логотип прописью «Bogner». Дальше началась магия – я включил усилитель, и тут на панели управления надписи над крутилками вдруг стали подсвечены таким синеватым светом. Очень круто, надо сказать.
Органы управления весьма просты и понятны: два канала, чистый и драйв, с раздельным управлением, полностью повторяющимся на обоих каналах. Это Volume, Presence, Treble, Middle, Bass, Gain. То есть на каждом канале свой собственный презенс, что оказалось крайне удобным. Отдельно слева выведена ручка мастер громкости. Еще понравился тумблер включения – он трехпозиционный. Крайнее нижнее положение «Power» - подразумевается, что в этом положении усилитель выключен. «St. By» - стендбай, и «Play» - собственно рабочий режим усилителя. В тот день мне нужно было ехать дальше по делам, поэтому плотное прослушивание я отложил на другой раз, хотя и без звучания впечатлений было очень много. Шутка ли – прикоснуться к легенде, о которой столько слышал и читал!
Спустя несколько дней я выбрался опять в магазин Джем, теперь уже целенаправленно и с инструментом, чтобы плотно поиграть в этот аппарат. Забегая вперед, хочу сказать, что пробовал играть на этом усилителе в несколько разных кабинетов 4х12 и должен отметить, что во все кабинеты Убершалл прозвучал более чем убедительно. Да, разный окрас звука за счет разного литража или разных типов динамиков, но ощущения, что «вот с этим кабинетом как-то не очень» не было. Это было крайне любопытно и познавательно.
Но теперь насчет звука. Сначала я решил покрутить чистый канал этого усилителя. Меня крайне обрадовал подход к философии этого канала – он не подгружается! То есть на граничных положениях гейна можно, конечно, получить нечто отдаленно напоминающее брейк-ап, но крайне незначительный. Звук всегда остается чистым и ясным. Может кому-то и покажется звук этого канала излишне прямолинейным, но, на мой взгляд это открывает просто широчайшие возможности для использования эффектов, например хоруса, который вместе с кристально чистым звуком создаст нужный объем без грязи и без лишних искажений. Да и сам по себе канал звучит очень и очень хорошо. Просто отлично проявляет все особенности инструмента. Я наверно с полчаса наслаждался игрой на разных комбинациях звукоснимателей своей гитары и каждый из вариантов звучал со своим неповторимым колоритом. И главное – глубокая, хорошо выраженная динамика. Громкость звука напрямую зависит от того как исполнитель «вынимает» звук из инструмента. Очень понравилось.
Наигравшись с чистым звуком, я переключился на драйв-канал. И вот тут я понял, что раньше особо и не играл на таком качественном перегрузе. Сначала я несколько недоумевал, почему Рейнхольд решил обойтись без ручки «Depth», но запас низких частот, что в чистом канале, что на перегрузе весьма существенен и какого-нибудь дискомфорта от отсутствия этого регулятора я не ощутил. Причем низ очень органично сидит на своем месте, не создавая ощущения, когда он отдельно от остального спектра звука и как бы «запаздывает». Монолитное, плотное, «быстрое» звучание. Кстати я категорически не согласен с теми, кто утверждает, что Ubershall пригоден исключительно для модерновых стилей тяжелой музыки. Да, такое звучание на этом усилителе можно получить легко, но олдскульный звук рулится тоже на ура. При увеличении гейна - увеличивается гейн, но не компрессия. Звук остается таким же «быстрым», четким и монолитным, не превращаясь в неразборчивую кашу. Несколько меняя звукоизвлечение очень легко можно получить как «мокрый», качающий рифф, так и быстрые, четкие ритмовые партии. Еще интересный момент – этот усилитель крайне честен в отношении того что воспроизводит. То есть если гитарист играет так себе, то и на выходе будет такое себе. Нет украшательств, нет компрессии, так что если у вас хромает звукоизвлечение, готовьтесь к тому, что играя в Ubershall, о ваших проблемах узнают все слушатели. Тональный окрас самого перегруза я не могу однозначно описать как «похожий на что-то». В звуке есть и мощь Rectifier, и четкость Engl, и филигранность Diezel. Но также присутствует вполне уловимая своя собственная породистость. Очень дорогой звук, в общем. Очень приятным дополнением оказалась эдакая «линейность» при воспроизведении «голоса» гитары. В процессе знакомства с усилителем я ради интереса поиграл на нескольких других инструментах (ESP МII и ESP Eclipse), которые весьма разные по характеру и тональному окрасу. Усилитель очень правдиво передал все нюансы звучания инструментов. Я был крайне впечатлен.
Мое личное мнение таково: это просто потрясающий усилитель стоящий каждую копейку своей, откровенно говоря, немаленькой цены. На нем можно играть почти все, хотя его стихия именно тяжмет. Тем не менее, я уверен, что даже блюзмены смогут получить удовольствие от игры в него, именно из-за звучания и отличнейшей динамики. Так что теперь я еще один из тех, кто утверждает, что Ubershall – это надолго и, познакомившись с ним однажды, вы не сможете больше быть к нему равнодушны. Однозначно 10 баллов из 10, так как этот усилитель просто пугающе близок к моему пониманию «идеальный усилитель для меня».
