Всем привет! Кто не любит много букафф, смело пропускайте первый абзац!
В далеком 2012 году, в октябре в Венесуэле прошли выборы президента Венесуэлы, ввели в работу вторую ветку газопровода "Северный поток", космический корабль "Союз" направился к МКС, а я наконец-то получил свой первый гитарный усилитель, забавно что он оказался неисправен, и по итогу я слил на разное оборудование около 200 килорублей, но это уже история для отдельной темы, а тогда вопрос стоял о выборе гитарного кабинета. Кошелек мой изрядно поиздержался, и нужно было что-то максимально качественное и недорогое, само собой фирменные варианты, тем более родной Mesa отпадали в силу своей баснословной стоимости, 1х12 как-то не хотелось, 4х12 было дорого и тяжело, в общем выбор был очевиден. Так уж сложилось, что первый мой гитарный кабинет, был выгодно куплен по акции у одной белорусской компании. Не скажу что кабинет был плохим или хорошим, но в нем стояли гитарные динамики Fane Studio 12L, и продавался он по стоимости пары таких динамиков, что для меня на тот момент было великолепным решением. Месяц ожидания из Белоруссии, бесконечные попытки нарулить хороший звук, неисправность усилителя, неумение с ним работать, плохая игра и т.д.... Прошло много времени с тех пор, кабинет продался, я заказал в СПб новый 1х12 спецом под Fane Studio 12L, отремонтировал усилитель, подучился играть и слушать, и что-то потихоньку начало получаться. В общем, когда я решился на заказ 4х12 передо мной стоял выбор, приобрести проверенные на тот момент Eminence, или же поддаться ностальгии и приобрести динамики Fane, я обнаружил что старых динамиков уже нет, зато появилась новая серия, и я решил рискнуть. Так я стал обладателем двумя парами новых динамиков, новой серии Ascension и дальше текст пойдет строго по делу.
Итак,
Fane F70 - позиционируется как классический британский звук. Не скажу что я переслушал много динамиков, но несколько - точно. Я не знаю что такое классика, модерн и т.д. Опишу по своим ощущениям. Fane F70 это роскошный бархатный низ, от которого сотрясаются стены - да! Именно так, он стоял у меня в кабинете 1х12, портированным, производства Wassago, когда я раскачивал динамик Ватт на 50 в дачном домике я чувствовал и внутренностями и ногами и руками мощный раскатистый рокот. Этот низ упругий, круглый, теплый. Середина - кричащая, звучащая, придает динамику хороший объем, этот диапазон довольно характерен для всех динамиков с британским характером звучания, да она детальная, но характерный подъем по верхней серединке как у динамиков Celestion отсутствует, в купе с довольно гладким и скромным верхом это создает впечатление что динамик темноват. В первые часы работы динамика при попытке поднять верх вылезали неприятные резонансы, которые делали звук грязнее, но после нескольких часов записи на большой мощности, звук стал чуть чище, но и темнее. Это легко лечится добавлением Presence или поднятием нужной частоты на графическом эквалайзере, спасибо Рэнделлу Смиту на М4 он имеется. Так же хотелось бы отметить, что в сравнении с тем же Celestion V30 у F70 несколько продлен диапазон ВЧ, что делает звучание несколько яснее. У динамика наблюдается достаточно сильная компрессия на мощности, что лично мне - нравится. Верх сглаживается не только частотно, но и динамически, это очень в тему как на мидгейне, так и на хайгейне, и при определенных приемах сильно украшает игру, однако ДЖЕНТельменам, такая особенность врядли придется по вкусу. При использовании этого динамика в режиме хайгейна следует понимать, что в нем отсутствует тот выгодный подъем по верхней середине, и присутствует некоторая компрессия, поэтому для того чтобы звучать в группе, или на записи в миксе придется приложить бОльшие усилия, чем с тем же V30, хотя по итогу можно получить любой результат, и хуже, и лучше, и точно так же как и с классикой Celestion.
Далее,
Fane F90, не смотря на некоторую геморройность при использовании F70, которую я воспринял довольно спокойно, т.к. это раздражение - результат выпадения из зоны комфорта, просто непривычная вещь, к F90 у меня возникло негативное отношение, поэтому постараюсь описать его максимально беспристрастно. Fane Ascension F90, позиционируется как динамик, для современного металла, и рекомендован к установке в закрытые кабинеты 4х12. Этот динамик значительно ярче чем F70, это при живой игре. F90 намного быстрее и отзывчивее чем F70, в нем нет этой компрессии, в нем очень плотный и быстрый низ, который абсолютно зеркально передает вибрации басовых струн без дополнительных украшений, резонансов и округлений, сам динамик ощущается очень реактивно, настолько прозрачно, что начинаешь скучать по F70 - ведь этот парень как выдержанный виски, с характером. Середины у F90 несколько меньше и сама она смещена вниз, что так же даёт свой объем и шарм, верх острый, быстрый четкий. Что мне категорически не понравилось с F90, за 7 попыток съема этого динамика четырём разными микрофонами я не смог найти положение которое меня бы удовлетворило. Да динамики с большой крышкой снимать сложнее, но в случае с F90 это просто катастрофа. Чуть ближе к центру - и вы получите такой зуд, что китайские Celestion или Jensen Electric Lightning покажутся вам очень глухими динамиками. Чуть ближе к краю бумаги - и нужного четкого верха уже нет. К сожалению я так и не добился достойной записи.
В окончание я прилагаю несколько моих записей на Sound Cloud и видео сделанных в кабинете 4х12 с этими динамиками. Cap - означает что микрофон стоит точно по центру. Cone - что краешек микрофона чуть чуть попадает на край крышки, а основная площадь смотрит в конус. Для записи я использовал мексиканский страт, с вертикальным хамбакером Seymour Duncan - первое что попалось под руку. Усилитель Mesa Boogie Mark IV с 6L6, и микрофон Telefunken M81. Дико извиняюсь за щелчки - в помещении дома культуры где-то косяк с проводкой, и оборудование трещит. Увы. Ну и ссылка на видео.
https://soundcloud.com/ivan-gogolitsyn/sets/fane-ascension-series-comparisonhttps://www.youtube.com/watch?v=KIU52l3urts