Цена покупки: 2000р
Средняя цена: с рук — приблизительно от 1500р до 4000р , как повезёт
Звук: 5 (поставил от балды)
Качество сборки / изготовления: 8 (коробка прочная, через 20 лет гнёзда не болтаются, ручки не шуршат)
Внешний вид / дизайн: 8 (дизайн своеобразный, запоминающийся)
Особенности и функциональность: 5 (адский дисторшн с полупараметрикой; металзону видели?)
Соотношение цена/качество (суммарный рейтинг): 9
Опыт владения: 20+ лет с перерывами на нормальную жизнь
Мнение пользователя: В предыдущем обзоре (
https://guitarplayer.ru/equipment-effects-amps/obzor-lel-deq-700-heavy-metal-probuzhdenie-drevnego-zla/ ), два года назад, я уже упоминал, что X-Metal моя первая педаль, я втыкал её в магнитофон и играл на ленинградской акустике с синглом. Ну и заработал Стокгольмский синдром — всё хотел поиграть на ней снова. А тут увидел её в продаже за устраивающую цену и в состоянии «муха не сидела». Ехал за ней как на свидание, взял в руки и чуть не расплакался.
Итак, Лель X-Metal.
“Универсальный прибор для гитаристов, работающих в стилях: хард-рок, хеви-метал, треш, гранж и т.п. X-METAL - позволяет сформировать звук, характерный для Brutal Trush и Napalm Death. Универсальность достигается гибкой системой регулировок темброобразования и применением специализированных высококачественных малошумящих компонентов.“
как гласит описание в инструкции. Стандартная чёрная лелевская коробка с шестью ручками: Level, Drive, Freq, Low, Mid, High. Дисторшн с полупараметрикой: ручкой Freq выбираем частоту, ручкой Mid добавляем или вырезаем эту частоту. Ещё бы ручку Wide добавили (как в Лель Heavy Metal), но её нет. Для низа и верха отдельные ручки, Level и Drive – понятно для чего.
Особенности. Первая — педаль громкая. Я первые полгода вообще не догадывался, что у нее есть байпасс. Отключил и чистого не слышно, включил и уши закладывает. Видимо, целевой аудитории её вообще не полагается выключать. Так весь концерт и играть. Зато очень легко подгрузить вход усилителя и получить
ЕЩЁ БОЛЬШЕ ГЕЙНА!!!111АААИ это ещё одна особенность. Компрессии в Лели дофига. Если датчики — винтажные синглы, остаётся хоть какая-то динамика, если современные мощные хамбакеры, то педаль натурально «срёт кирпичами», в DAW это видно. Крутить Drive больше половины как-то и не хочется, после трёх часов сама педаль начинает заводиться и свистеть. Неплохо, кстати, помогает придержать коней покрутив ручку громкости на гитаре.
При всём при том, сама педаль не шумная. Она усиливает шумы инструмента, это да. Но сама радио не ловит, сетевым фоном не гудит.
Тут надо бы написать про главное — про звук. Но:
Когда я первый раз включил свежекупленную педаль в комбик, я его узнал. Ядовитый, скрежещущий, лязгающий, мелкозернистый. Точно не подойдёт блюз играть. Но вообще, можно середину выпятить, можно вырезать. По низам запас есть, по верхам тоже. Ну и на усилителе ручки тоже неспроста. Звук рулится. Искусственные флажолеты, конечно, летят только в путь. Кстати, педаль здорово нивелирует разницу между инструментами — играл на Эксплорере с ARB 34-85 и на Cтрате с EMG-SA и если не знать, где на чём, на слух по записи я бы не отличил. Ну и в примере моём тоже — злой керамический хамбакер против малошумного алнико P94, на соло разница ещё есть, а в рифах в миксе её не слышно. Звук на любителя, но имеет право на существование. Мне — очень понравился.
По итогу: вполне пригодный к использованию прибор. В одной статье много лет назад прочитал что-то вроде: «Примочки Лель и Гамма для профессионального использования не годятся». Слишком пафосно сказано. Серьезную проблему представляет только очень высокий, по сравнению с байпассом, выходной уровень. А так, если звук нравится, наверное, можно. Педалька уже раритет, новых не делают. На sovietguitars, кажется, умельцы сняли схему, так что не исключаю появления единичных реплик, но тут всё готовое.
Ну и видеопример:
https://youtu.be/bcbAkslIjRc
Это не всесторонний обзор с кручением всех ручек, это просто пример того как она звучит с двумя разными гитарами в пачке. Гитары в Лель, Лель в Yerasov Classic 50 6L6, затем AMT PE-120 и импульс Оранжа 4x12. В записи также принимали участие живой прес с датчиками Чернышева и аналоговый Поливокс-М от Elta-music.