Давно устал от тяжёлых гробов на колёсиках, которых поднять можно только за ручки вдвоём, да и место в квартире они много занимают, оттого и лишние нарекания со стороны домочадцев. Рассматривая Gavrosh-8 думал, ну теперь отдохну от натруженных переноской рук. Вчера, наконец, привезли Гаврюху-8. И верно, аккуратная симпатичная маленькая коробочка. Очень лёгкая и удобная, места занимает в комнате мало. Данный комбик планировалось использовать исключительно на чистом звуке, в основном для отработки мелизмов и более эффективной шлифовки техники звукоизвлечения на приемлемо небольшой громкости. Перегрузы и примочки в данном случае, лишь маскируют шумами и призвуками дефекты исполнения, а потому для этого никак не годятся. Для сцены – да, для дома – им почти нет места. Встроенный в УНЧ перегруз и вовсе, по моему мнению, полная глупость. Эффектный финт от производителя с целью завышения цены и спроса на свой товар, да некоторая эконом-выгода для только начинающих мусолить струны. Просто не могу себе вообразить его целесообразность и оправданность. Ну ладно, потратил время, раз отстроил примочку, наиграл её в чистый домашний выхлоп, привык к звуку, запомнил его и далее в путь. Взял её с собой на концерт, воткнул в линию и получил мало-мальски ожидаемое звучание. Не нравится? Скомпоновал-скомбинировал с другими пазлами и добился того, что хотел. А какова польза от встроенного в комбик перегруза? Разве что, соседей потешить, да себя растормошить. Слава богу, что в 8 гаврике этого нет, обещан только исключительно чистый звук. Ибо он и есть основа звукового контроля музыкальной работы над темой и техникой.
Официально Гаврош-8 не имеет отдельного канала перегруза и позиционируется производителем именно как аппарат для чистого звучания. На этот сыр я и купился, но рассматривая принципиальную схему, несколько насторожило использование лампы 6H23П в выходном каскаде и заверения о максимальной выходной мощности 3 вт. Раньше постоянно встречал эту лампу при ремонте старых телевизоров в блоке ПТК. Думаю что там она была более уместна нежели здесь. Ну, 1-2 Вт, ещё куда ни шло, с неё снять можно, но 3?! Откуда бы им в ней взяться, ума не приложу. На большинстве форумов ознакомившись с массой отзывов счастливых обладателей сего девайса увидел, что народ просто прётся от его ?огромной? домашней громкости (в мышиных норах они все там что ли живут?). Типа ручку объёма поголовно ставят на 11 часов, а дальше даже не двигают, уж очень громко получается... (интересно, по сравнению с чем).
Хм, ну первоначально, видимо всем так, кажется, особенно если её вывернуть в край и прислонить палец к джеку, то конечно при входном сопротивлении первого каскада в 1 Мом от 50 гц ударившим по ушам 8’’ широкополосным динамиком далеко не каждому поздоровится. Только это скорее сравнение для плохо слышащих недотёп, типа чем громче, тем лучше. Потому решил проверить динамику звука несколько точнее. Подключился осциллографом на встроенную керамику с нагрузкой 8,2 Ом и что же я там увидел... Да то, что и ожидал увидеть. Всё те же 1,5 Вт чистого звучания в положении ручки объёма на 11 часов. Дальше идёт лёгкий мягкий перегруз на пиках сигнала по выходному каскаду, который по мере увеличения уровня громкости постепенно переходит в среднее ламповое ограничение. Естественно, что при этом несколько возрастает выходная мощность, но опять же не до заявленных производителем максимумов в 3 Вт. То есть, для моих применений положение после 11 часов в этой чудной коробочке стало абсолютно бесполезным. Проверил и несколько изменил смещение на лампе штатным реостатом (изначально оно было занижено до 10,4 mV), но, к сожалению, был неприятно удивлён выбором производителя типа реостата. Его конструкция крайне хлипкая, не высокоточная и низкооборотистая. При естественном дребезге и вибрации от громкоговорителя внутренний подвижный контакт буквально как кошка, гуляет сам по себе. Ну, естественно также гуляет и смещение на лампе. Если величина пятки-подпорки опускается до 0V, то о чистом звуке через этот комбик можно вообще забыть (к радости упёртых меда-листов). Хоть суперклеем или парафином его колечно сам контрь.
Да ладно, не в том суть. Динамик здесь всё же с высоким КПД, с хорошей отдачей, поэтому он звучит при той же подводимой мощности несколько громче, нежели обычный. Вот и создаётся иллюзия громкости. Но, всё же жаль, что без выкрутасов просто так чахлую лампадку не раскочегарить в яркий софит.
Подключил старую доску с пассивным синглом и хамом. Что она сама по себе с такими звукачами и мягким ла-бельским никелем со средним натягом даёт тусклый стеклопакетный звук, что с регуляторами тембра Гавроша. Ну, оно и понятно. Регуляторы тона в Гавроше-8 пассивные, а потому и глубина регулировки не велика. Поднимают высокие, опускают низкие, но… всё же для таких тусклых срато-калстеров сего не достаточно. Сигнал с датчиков здесь не велик, а посему ручку объёма можно до 12 часов вдвинуть, дальше следует ограничение на пиках сигнала, что у старых музыкантов со стажем имеет своё определённое название – лёгкий срач, ну а новомодные это называют уже по иному. В общем, регуляторы тембра слишком сильно производитель именовал эквалайзером. Обычная тембральная окраска звучания старых ламповых радиол. Ни особого песка, ни мяса они в гитарный звук не добавляют.
Подключил новую банку с активными датчиками. Ну, эта полуаккустика сама по себе хороша, звук буквально просто выпрыгивает из неё наружу. Регуляторы тона на ней очень глубоки, да и жёсткая сталь в натяг (для слабых - прощайте пальцы). Одно разочарование, она стереофоническая (хи, ну прямо хоть два гавроша покупай). При подключении к 2-х канальному транзистору эта банка даёт изумительный звук, причём тонировка УНЧ также значительно меняет его глубину и высоту в дополнение к установленным на ней регуляторам. Гаврош-8, к сожалению, здесь снова своими встроенными тембрами не слишком порадовал. Конечно, такой тусклости как на доске у банки через комбик не было, но это связано, скорее с тем, что её спектр очень широк в высокой области сигнала (струна прямо таки сочится обертонами, задавить которые не так просто, особенно у пьезо-бриджа), нежели с эффективной работой тон-корректоров комбика.
В общем, впечатления от покупки двоякие. С одной стороны - получил что ожидал, с другой - чуда не произошло. В принципе, звука для поставленных целей хватает, но хотелось бы чуть добавить мощности и снизить перегруз выходного каскада (который для меня в гавроше, ну совсем не к месту, не тот аппарат, чтобы на перегруз с ним корячиться, разве, что токма коров сим перегрузом пугать). К примеру, заменой ламп и подгонке их новых режимов. К примеру, заменить на выходе лампу 6H23П на 6Н6П.
PS
Кстати, интенсивно поиграть удалось всего 3,5 часа, затем 6H23П сдохла. Мощность упала до 0,3 Вт, синус превратился в ломаную пилу, а звук - в полный срач. Хорошо ещё с поры ремонта телевизоров сохранился ремкомплект ламп – быстро заменил. Решил выяснить причину. Оказалось, что на полной громкости выходная мощность Гаврюхи составляет 4,8 Вт! Ну, куда здесь деться малосильному 24 триоду с максимальной мощностью рассеивания на аноде 2,8 Вт? Только сразу в утиль. Лишний раз укрепился в мысли модернизации выходного каскада, одновременно с исследованием преда и фазоинвертора. Выходной сигнал выше мощности 1,6 Вт сильно искажён (причём на любых штатных заменяемых лампах). На эпюрах при большом сигнале хорошо видна ужасная ассиметрия работы 2-х тактного каскада. Это свидетельствует о нессиметричности триодов фазоинвертора и выходного каскада, и низкой глубине ООС. Что самым пагубным образом сказывается на чистом гитарном звуке.
Не совсем понятно, чем здесь все восхищаются, или чего страшатся. Недооценивая или переоценивая возможности этого аппарата. Исходя из личного опыта музыканта и конструктора (гитара с 1975, радиоконструирование с 1973) заметил бы, что сей девайс, хотя и дороговат для того состояния в котором он поставляется конечному потребителю, всё же вполне играбелен, но, к сожалению, не доведён до ума (возможно, специально, чтобы не конкурировать с более дорогими образцами). В какой-то мере второе можно попытаться исправить. На неделе закажу 17 ламп, чтобы с ними покуролесить в Гаврике для поднятия мощности чистого звучания и достижения максимального срока службы выходных ламп.
Кстати, 5000 часов, указываемые на 6H23П в сопроводительном формуляре относятся именно к режиму слабого сигнала при использовании во входных цепях аппаратуры, рассчитывать на такой ресурс при установке лампы в оконечник (да ещё работающей в предельных режимах) вовсе не стоит. Да и вообще её желательно заменить на более дорогую (ранее военную) модификацию 6H23П-ЕВ. У неё хоть мощность рассеивания чуть выше, да она менее чувствительна к вибрации, что весьма актуально даже в маломощном комбике, нещадно трясущим её стеклянный баллон.
На ерасовском форуме написал о том же, но администратор (видимо чего-то испугавшись) моментально закрыл тему Гавроша-8, сославшись на то, что там это было моё первое сообщение, поэтому дескать есть сомнения в компетентности измеренного. Так, что свои дальнейшие исследования я в той теме уже выложить никак не смог, а открывать заново тему посчитал не нужным.