На самом деле тема животрепещуща (ну по крайней мере для меня))
Если ставить педаль громкости до drive-педальки - то будет изменяться степень перегруза.
(но не для всех педалек это справедливо).
Если после - именно громкость, при условии что ты играешь в неперегруженный комбо/усилителя.
Если ты играешь в грязный канал - то по средством уменьшения входного уровня сигнала (громкости) (Andrey_GTRR, - очень правильно сказал) , будет уменьшаться и значение перегруза. То бишь перегруз - это обрезание амплитуды (верхнего порожка сигнала), на определённой высоте. Уровень сигнала меньше - амплитуда меньше, соответственно подрез захватывает меньшую область.
Тезис товарища Andrey_GTRR, (про фейдеры) - справедлив при игре без примочек. Гитара - шнур - раскачегаренный комбо/усилитель.
Если есть примочка, то играя в чистый канал усилка, и используя гейн лишь педали, можно поставить педаль громкости в конец цепи. Там она будет выполнять свои предначертанные функции. :-)
То бишь педаль громкости будет работать как потенциометр. НО! Действительно при уменьшении громкости гитара изменяется тембрально. На чистом - пожалуй в худшую сторону.
На грязном - это очень это очень применимо для игрунов в раскочегаренные ламповые комбо/усилители, а так же для игрунов с педальками фуза, например Fuzz Face.
Эрик,мать его, Клэптон убирал немного гейн ламповых Маршалл играя в Cream, именно ручкой громкости на гитаре.. Хендрикс немного сбрасывал громкость при игре..
Говорят что в хороших гитарах при убавлении громкости - срабатывает тонокомпенсатор. То бишь чуть чуть компенсируются теряемые частоты.