Причиной написания данного поста стал тот факт, что почему-то данный метод очень плохо распространен. Более того, продавцы в музыкальных магазинах говорили мне, что это бред и работать не будет. Задавал этот вопрос я и здесь на форуме. Внятных ответов практически не было.
Среди нас много людей, которые большую часть времени музицируют дома. И многие задавались целью прикупить различные примочки, но тут встает вопрос о цесесообразности педалборда исключительно для дома.
В качестве процессора эффектов отличным вариантом будет звуковая карта. Это касается как в плане функциональности, так и в плане стоимости.
Можно будет использовать не только все возможные эффекты, но и значительно расширить возможности записи гитары, сохранив при этом всю ламповость звука.Для этого требуется звуковая карта с минимум четырьмя аудиовыходами и одним линейным входом, максимальный входной уровень которого должен позволять не перегружаться сигналом после преампа. Ну и, собственно, усилитель с разрывом.
Я расскажу о моей схеме подключения с использованием звуковухи M-Audio Fast Track C400 (обошлась в 7300 руб. на ебае), которой я уже пользуюсь достаточно долго и реально ощутил все преимущества такого подключения.
Схема:Гитара идет во вход усилятора. Далее сигнал идет из send в линейный вход звуковой карты. Гейн на карточке настраиваем так, чтобы не было клиппинга.
Далее на компьютере вместе с дровами имеется обычный виртуальный микшер:
В нем в настройках отключаем влияние ФИЗИЧЕСКОЙ крутилки громкости звуковухи на уровень сигнала второй пары линейных выходов (называются 3\4), один из которых, собственно, и подключаются в return усилителя. В том же виртуальном микшере включаем директ стриминг сигнала со входа на выход.
Это позволит играть в усилитель с выключенным компом\незапущенной программой-сиквенсором и уйдет необходимость каждый раз вытаскивать джеки из send\return разъемов (ибо вставленные джеки прерывают сигнал). Главное, чтобы на звуковуху подавалось питание, например, с активного usb-хаба. Или например в спящем режиме мой ноут продолжает подавать питание на шины usb. Так же можно включить DSP аппаратную обработку для встроенных пространственных эффектов. Ревер, дилей, комната, зал и пр. Тобишь, грубо говоря,
звуковуха может работать как автономный дилей)) Правда всего 6 эффектов. Настраиваются только в виртуальном микшере и запоминаются в звуковухе.
Далее, выключаем вывод звука на программных выходах 1\2 в физический выход, подключенный к усилятору. Эти выходы (1\2) воспринимаются как выходы по умолчанию для других программ, издающих звуки. Благодаря этому всякий
левый звук с компа (музыка, кино, и пр) не будут выходить в усилитель, а пойдут только в колонки. При обработке же гитарного сигнала vst-плагинами, будет достаточно в программе-секвенсоре\эмуляторе указать вывод звука на выходы 3\4 и звук пойдет в усилитель. Более того, у карточки на корпусе имеются две кнопки, ответственные за включение двух пар линейных выходов, которые при такой настройке работают как кнопка включения\выключения колонок и кнопка включения\выключения усилителя.
Я по началу боялся, что такая постоянная оцифровка будет убивать звук и динамику, но этого НЕ СЛУЧИЛОСЬ. Даже специально записал оба звука и потом сравнил - разницы нет. Задержка так же не чувствуется. Динамика на месте. Абсолютно никакой разницы.
Так же
можно сделать а-ля кабинет [1x12 2x8] (Один кабинет и два монитора). Когда часть сигнала идет в кабинет усилителя, а на другую часть дополнительно накладывается эмулятор кабинетов и выводится через мониторы (8" диффузор + твиттер). Звук получается потрясающий. Такого пространственного эффекта на записях при воспроизведении в колонки вы просто-напросто не услышите. Особенно если это стерео пространственные эффекты.
Ну и, конечно, можно гитару просто
воткнуть в инструментальный вход и полностью эмулировать звук. Играл в ревальвер. Чистый звучит неплохо, но перегруз... Не понимаю я такого звука.
В общем, все работает очень прозрачно и неудобств не вызывает. Собственно вот имхо идеальный вариант для "диванщиков", которые хотят приобрести процессор или педали эффектов. Особенно это касается цифровых дилеев, хорусов, флейнжеров, фейзеров и пр. Звуковуха сможет сделать то же самое и даже больше. Сейчас выбор качественных VST плагинов огромен.
Более того, очень удобно юзать звуковуху в
качестве лупера, ибо перегруз формуруется в преампе, звук которого уже записан. Поэтому в оконечник можно выводить одновременно, например, чистый и перегруженный звук. Да, кстати на корпусе карточки есть программируемая кнопка Multi, которую можно запрограммировать на различные действия.
Еще очень удобно в плане записи микрофоном для уменьшения звукового воздействия на окружающих. Уровень громкости из преампа у меня идет независимо от ручки Volume (так называемая мастер-громкость). Поэтому можно не доставать окружающих многочисленными попытками идеальной записи. Можно
записать сигнал на низкой громкости. И если эта попытка будет идеальна, то
затем записать на раскочегаренном усиляторе.
Так
можно спокойно двигать микрофон около кабинета и переписывать уже сыгранный материал по-новой.
Отсюда же истекает другой способ применения. Некоторые люди для записи кабинета используют два одинаковых микрофона, расположенные в различных точках перед динамиком, для более точной передачи звука. Здесь же
достаточно иметь лишь один микрофон для "многомикрофонной" записи. Необходимо просто записать материал в два захода с различными положениями микрофона.
Так же интересной идеей может стать
одновременная запись чистого DI гитары, гитары после преампа и гитары после кабинета и микрофона. Правда, тут встает вопрос о распайке гитарного кабеля.
DI гитары можно полностью обработать эмуляторами, а сигнал с преампа с помощью импульсов кабинетов.
Еще хорошей возможностью является постоянный мониторинг и циклическая запись (как на видеорегистраторах) своей игры\джема\тренировки и пр. Ведь часто сталкивались с тем, как сыграешь что-нибудь стоящее, а потом и не вспомнишь, что именно играл) Для этого необходимо правильно настроить программу для записи (в моем случае Reaper). В зависимости от размера выбранного фрагмента,
записываются, например, последние 30 минут игры на гитаре. Потом можно просто перемотать назад на нужное время.И все это касается лишь вопросов записи гитары. Я уже не говорю о том, что имея хорошую звуковую карту, вы получите еще и качественный звуковой тракт как в колонках, так и в наушниках, подключения конденсатоных и динамических микрофонов, MIDI клавиш, подключения бас гитары, запись вокала, ударных и пр.
Так же, я не упоминал о реампинге. А еще интересной идеей будет
запись гитары одновременно с нескольких звукоснимателей. Дополнительный разъем можно либо впаять самому, либо он уже имеется для счастливых обладателей гитар с пьезо. Для этих целей необходмо наличие в звуковой карте двух инструментальных входов.
Из минусов данной схемы отмечу только необходимость регулирования усиления входного уровня на звуковой карте при переключения с чистого канала на перегруженный.
Ради удобства настройки входных уровней на карточке, я сделал
мод петли эффектов на усиляторе, благодаря которому выходной уровень send уменьшается на 15 db, а входной return усиливается на 15db.
И мое имхо - покупка домой цифрового процессора типа POD HD500 и пр это БРЕД. Мало того, что стоит он немалые деньги, так еще и ограниченный функционал.
Разумеется, другое дело, если вы выносите его за пределы квартиры - это уже абсолютно другой вопрос. Там, где нужна мобильность - там его стихия.
Так же БРЕД покупать домой педальные дилеи и реверы. Мало того, что так мы получаем лишь фиксированный набор эффектов, так еще и записать такой ревер проблематично, ибо для качественной записи все равно пространственные эффекты(в частности для получения стереоэффекта) должны быть наложены после записи. Более того, большая часть дилеев и реверов - цифровые. А аналоговые же предоставляют гораздо меньше возможностей.
Конечно, все вышенаписанное мое ИМХО, но все же вы сами видите, какие гибкие возможности дает наличие хорошей звуковой карты и усилителя с разрывом.