ИМХО:
Лампа даёт аутентичность на уровне ощущений в момент игры, именно поэтому рекомендуют учиться на ламповом усилителе, ставить звукоизвлечение и привыкать к динамике, а потом правильно играть получится и на транзисторе и на цифре.
Цифровая эмуляция уже сейчас развилась до такого уровня, что в некоторых случаях даже специалист сомневается, а что-же он слышит на сведенном треке. Но при "прощупывании" структуры звука в момент игры, опытный гитарист, как правило безошибочно определяет аппарат.
При должно уровне фантазии, можно представить как кончики пальцев музыканта удлиняются через струны, звукосниматели, провода и как бы прощупывают усилитель. Если он правильно-ламповый, то он внутри обьемный чуткий и отзывчивый, нажми здесь - один звук, там - другой, сильнее прикасаешься - одни обертоны, слабее - другие. И на все твои движения он реагирует четко и предсказуемо. А если это цифровая эмуляция, то внутри он нейтрально-ватный, почувствовать что либо совершенно невозможно, но если вспомнить ощущения лампы и провести те-же манипуляции, то и отклик получается похожий, и чем увереннее ты повторяешь свои действия тем более похожий результат получаешь, А узнать как правильно действовать можно только получив опыт на настоящем аппарате.
Прошу прощения за некую сумбурность повествования, просто это попытка внутренние ощущения переложит на язык букв.
Кстати аналогию цифра-лампа можно провести на примере настоящего концертного рояля с молоточками и струнами, и динамической миди клавиатуры. Профессионал сыграет так, что многие не отличат на чем он в самом деле играл, но сам маэстро не будет сомневаться ни секунды.