Название устройства: Vox Tonelab EX, официальная страница процессора:
http://www.voxamps.com/us/pedals/tonelabex/Попробую написать легкий отчет на основании первых впечатлений. Но, с учетом того, что ToneLab EX появился только-только, воздержусь от оценок. Считаю, что для объективной оценки прибора необходимо некоторое время интенсивной эксплуатации
.
Предыстория покупки:Начну с того, что я глубоко убежден: для домашнего (сиречь диванного) музицирования, процессор является идеальным решением. Бескомпромиссным сторонникам идеального “лампового” звука, как правило, свойственна легкая недооценка вклада лампового оконечника в привнесение той самой искомой теплоты и специфичности. Безусловно, мнение спорное, но я _так_ считаю. Поэтому наличие лампы в процессорах от Vox меня интересовало в последнюю очередь. Скорее, в выборе производителя процессора бОльшую роль сыграла магия трех букв логотипа, отложившихся в памяти еще с детских листаний журналов типа Rolling Stones. Первым процессором от Vox (именно от Vox, поскольку до этого у меня были и есть процессоры и других производителей) был ToneLab ST, который очень неплохо описал уважаемый
#Master# в своем обзоре:
http://guitarplayer.ru/index.php?topic=165077.0.
Сказать, что ST меня во всем устраивал – значит слукавить. Прибор и так проектировался как набор лишь самых необходимых (но качественных) эффектов, без идиотского подхода, когда в процессор пихается все, что только можно по принципу: “мы не знаем нафиг это нужно, но вставили – вдруг вам пригодиться ”. Но то, что инженеры Vox “додумались” засунуть компрессор и wah в секцию “грелки” – это караул
. Могли бы их вообще не добавлять. Были и еще претензии. Я бы задвинул ST куда-нибудь подальше и не использовал, если бы не тот звук, который при определенных настройках получался с моим Стратом (Нофлер бы обзавидовался). И тогда я написал письмо в службу поддержки Vox, в котором поблагодарил за интересный прибор и описал все мои пожелание. Удивительно, но мне ответили! Дескать, спасибо за отзыв, проблемы известные (ага, значит не один я такой недовольный), мы постараемся в следующей модели все это учесть – бла-бла-бла. Типичная отписка, не правда ли? Какого же было мое удивление, когда Vox сдержали свое слово и, судя по анонсу нового EX, устранили практически все явные недостатки, вплоть до невменяемого тюнера. Ну, тут я, как честный человек, просто обязан был
жениться купить EX в свою коллекцию. Что я и сделал, как только они появились в продаже.
Цена покупки: 299у.е. без учета пересылки
Средняя цена: сложно сказать, вот прямо сейчас на ebay нет лотов, а у нас в магазинах пока не встречались.
С учетом того, что ST на ebay можно купить до $200, согласен, дороговато. Но не стоит забывать, что EX только в феврале появился в продаже (в Японии – в декабре, но там свой рынок и свои цены), возможно, вскоре цена снизится.
Качество сборки / изготовления: Думаю, неспроста на официальной странице EX подвешена фотография, где над прибором зависла нога гитариста в мощнейшем ботинке. Взяв прибор в руки, понимаешь, на что пошла броня танков, попиленных в результате конверсии
. Корпус представляет собой коробку из толстенной стали, которая вполне выдержит вес очередного борца суммо. Другое дело – хрупкие на вид кнопки, хотя, как показывает практика ST, максимум, что с ними может случится, это легкое поскрипывание, которое лечится каплей силиконового масла.
Что касается непосредственно сборки: если верить клейму, мой EX собран в январе во Вьетнаме. Я не удержался и снял заднюю крышку, чтобы взглянуть на внутренности – что внутри, что снаружи, нареканий нет, все очень аккуратно.
Обратите внимание на колышки поддержки плат на задней крышке – они из дерева
.
Интересно, это результат дефицита пластика во Вьетнаме или какая-то хитрая инженерная задумка?
Вообще, дерева в процессоре больше, чем в иных гитарах
.
Внешний вид / дизайн:
На любителя, скажем так. Лично мне – чертовски нравится. Старомодные крутилки-клювики, черный грубоватый корпус из толстенного металла – есть в этом свой шарм. Даже двухцифровой сегментный дисплей, сколько бы я не причитал о не информативности его показаний, вносит свой вклад в формирование этого самого неповторимого шарма. Ну, добавили бы они LCD дисплейчик – безусловно, читаемость бы улучшилась, но сам прибор стал бы напоминать дешевую тамагочи и потерял бы присущую ему брутальность. А в полумраке его мигающие светодиодики завораживают по-хлеще иного камина
. Смело ставлю 10.
Вот только надо сразу отметить, что EX сильно “поправился” не только с точки зрения функциональности, но и в буквальном смысле. Соотношение размеров со старым-добрым ST можно видеть на фотографии (но по сравнению с тем же HD300 – EX все-таки сантиметров на 10 короче и на пару см уже).
Да и вес, увеличившийся до почти 3.5 кг, не лучшим образом сказывается на мобильности устройства. Соответственно общим габаритам, изменился и размер педали экспрессии (22 см). На мой взгляд, это скорее плюс, поскольку 16 сантиметровая педаль ST выглядела уж сильно по-детски.
Особенности и функциональность: Вот, спрашивается, на кой ляд они вставили в EX динамики? Как мне видеться, единственное их предназначение, это в отсутствии звуковоспроизводящего оборудования проверить работоспособность прибора. Не более. Звук через них полное УГ, хотя, чего еще можно было бы ожидать от копеечных картонных пищалок.
Зато на задней панели появилась новая ручка, позволяющая регулировать громкость этих пищалок. Не думаю, что эта ручка у меня когда-нибудь будет на уровне, отличном от 0. Справедливости надо заметить, что динамики автоматически отключаются при вставлении штекера в гнездо вывода.
Наконец-то добавили возможность переключать тюнер в режим стробирования (причем, выбранный режим сохраняется при выключении прибора). Кому-как, а мне со стробирование подстраивать значительно удобнее. Возможность сайлент-настройки осталась по-прежнему.
Основательно была переработана система навигации по пресетам. По сравнению с “линейностью” ST (следующий-предыдущий и хитрая комбинация для пролистывания на 10), новая система EX представляется верхом удобства. В двух словах, как это работает: в левой части прибора есть две кнопки, отвечающие за переключения банков, включающих в себя по 4 пресета, которые, в свою очередь, активируются четырьмя кнопками в нижней части. Текущий банк показан на дисплее, а выбранный пресет маркируется горящей возле кнопки лампочкой. С учетом доступных для модификации пользователем 25-ти банков – более чем достаточно для любых нужд. Собственно, даже на ST я для каждой песни резервировал по 3-4 пресета (к примеру, - клин, ритм, соло и пресет для экспериментов), но было чертовски неудобно запоминать где что есть. Я записывал на бумажке. В EX с этим проще – достаточно ассоциировать с каждой песней отдельный банк, а уж в пределах банка переключаться в процессе исполнения. На мой взгляд, вполне удобно. Кроме стандартной функции включения байпаса-тюнера, с помощью этих четырех кнопок можно оперативно изменять время дилея. Лично мне это не нужно, но кому-то, возможно, это пригодиться.
Да, появилась еще одна интересная фишка, напрямую связанная с кнопками переключения банков/пресетов. Это так называемый режим Stomp Box. Режим задействуется одновременным нажатием кнопок переключения банков. В этом режиме оперативно четырьмя кнопками независимо включаются/выключаются эффекты Педаль2, Модуляция, Дилей и Ревер. Фактически, EX в этом режиме превращается в педалборд из четырех педалей эффектов + тюнер. Опять таки - вряд ли я буду использовать этот режим, но такая возможность приятно греет душу. На мой взгляд, если есть необходимость отключения какого-либо эффекта, то это проще сделать переключением пресетов - с ним и без. Но, это индивидуально, и, возможно, кому-то режим Stomp Box пригодится.
Появилась новая фишка Total Equalizer. Фактически, это двухполосный эквалайзер, включающийся в режиме вывода Line. Напомню, в ST в режиме Options, включаемом кнопкой выбора кабинетов, крутилки Bass и Volume не использовались. Теперь крутилка Bass и перемещеная Reverb отвечают за Total Equalizer (Hi и Lo соответственно, кстати, очень неплохо убирается “песочек” при игре в линию), а на ручке Volume “поселился” новый параметр Trim, в некоторых пределах изменяющий уровень выходного сигнала. Сами воксовцы указывают, что Trim’ом можно частично нивелировать искажения, привносимые Total Equalizer, когда сильно бустятся высокие или низкие. Могу ошибаться, но мне кажется, что эти параметры отвечают за регулировку работы комбосима. Надо будет еще поэкспериментировать.
Вообще, кнопок и крутилок много. Ну, просто очень много. Даже имея некоторый опыт использования ST, ощущаешь себя обезьяной в кабине вертолета. Возникает некоторое ощущение перегруженности органами управления. Мне сложно сейчас описать особенности каждого параметра, хотя бы потому, что я еще не до конца разобрался, как каждый из них влияет на результирующий звук. Схема коммутации сигнала, по сравнению с ST, существенно изменилась, достаточно взглянуть на картинку, на которой я слепил диаграммы сигнала ST и EX.
Из существенных нововведений – возможность использования двух различных педалей на входе и возможность замены модели усилителя одной из 11 дополнительных педалей. Придется потрудится, чтобы освоить EX, но потенциал впечатляет.
По мере обнаружения чего-то интересного (на мой взгляд), буду дополнять отчет. По поводу удобства – тут тоже пока сложно сказать, ведь к любому новому устройству надо привыкнуть. Но, в любом случае, у пользователей ST сложностей с привыканием возникнуть не должно.
Из недостатков – традиционно неудобный соф софт, практически не изменился со времен ST. Отчасти, это объяснимо, поскольку любители крутить ручки на экране монитора покупают Guitar Rig, но нормальный мэнеджмент пресетов-то можно было реализовать… Это поправимо. Буду разбираться с протоколом и форматом данных EX с тем, чтобы включить поддержку в ToneLib.
Звук:Одно я могу сказать точно – как минимум, не хуже ST. Появилось много новых возможностей, с которыми еще предстоит разобраться, но простой эксперимент переноса привычных настроек из ST, с отключением нововведений EX, позволил получить аналогичное звучание. Так что, те, кого удовлетворяло звучание ST, точно не будут разочарованы новым девайсом. Понятное дело, сэмплов пока никаких не писал, да и не мастак я это делать. Могу только предложить послушать записи на официальном сайте:
http://www.voxamps.com/us/support/demos/#TonelabEX. Соотношение цена/качество (суммарный рейтинг): Долго сидел и думал, что написать в этой графе. Ну, да, возможно, дороговато. Но, как бы это сказать, - прибор радует
. Согласен, субъективизм. Ну, вот, не было таких приятных эмоций и желания экспериментировать при покупке HD300. Владельцев HD просьба не обижаться, поскольку приборы-то отличные, просто лично у меня с HD как-то отношения не сложились. Объяснить не могу, это из разряда “фломастеров”. Одним словом, за те положительные эмоции, которые мне подарил и, надеюсь, будет дарить дальше ToneLab EX, не жалко ни одного потраченного на него цента
PS В очередной раз хотелось бы выразить особую благодарность Pernod Ricard, производителю отличнейшего вискарика Chivas Regal, без которого этот отчет вряд ли бы появился
. Чин-чин