Небольшое отступление о понятии Lead (“соло”) и Rhythm (“ритм”).На заре эпохи электрогитар бриджевый звукосниматель называли “lead” (“соло”), а нэковый - “rhythm” (“ритм”), соответственно тому, в какой части композиции и для чего они использовались. Сейчас это звучит несколько странно, ведь современные гитаристы ритмовые части играют как раз на бриджевом звукоснимателе, который за счёт своей верхастости даёт чёткий и собранный звук, а вот соло играются на нэке - звук получается более мягким. Но раньше, до появления дисторшнов и овердрайвов, всё было несколько иначе - при игре на чистом звуке именно жирный звук нэкового датчика обеспечивал ритмовую основу композиции, а бриджевый датчик частенько использовался для мелодической линии. Во время игры композиции гитарист переключался между “lead” и “rhythm” просто щелчком переключателя датчиков.
Jazzmaster и появление “Rhythm circuit” (цепи “ритм”)Как известно, Лео Фендер планировал собрать в своей новой топовой электрогитаре - Jazzmaster - множество инноваций, улучшающих удобство игры для профессиональных гитаристов. Он решил уменьшить количество датчиков с трёх до двух (так как решил всё-таки вернуться к традиционной двухдатчиковой схеме, распространённой до появления страта) и, соответственно, заменить 5-позиционный переключатель датчиков на 3-позиционный. Его также посетила идея, а почему бы не усовершенствовать идею “ритм”-режима гитары и сделать его более новороченным?
В итоге он пришёл к идее соседства двух электрических цепей на гитаре:
- “lead”, которая имела два регулятора - общие громкость и тон, трёхпозиционный переключатель датчиков, и позволяла задействовать оба датчика в разных комбинациях
- “rhythm”, которая имела свои отдельные регуляторы громкости и тона и которая всегда задействовала только один звукосниматель - нэковый.
Регуляторы цепи “lead” были традиционно размещены в нижней части деки, под бриджем и бриджевым датчиком - это были обычные стратовские крутилки.
Регуляторы цепи “rhythm” были размещены в верхней части деки, над нэковым датчиком, и представляли из себя колёсики, размещённые перпендикулярно пикгарду. Переключатель между режимами “lead” / “rhythm” типа “slide” был расположен там же.
Почему же Лео просто не сделал четыре крутилки, по одной громкости и тону на каждый датчик + трёхпозиционный переключатель звукоснимателей, как на Gibson Les Paul / Gibson SG? Казалось бы, запили он гибсоновскую схему, просто щёлкнул переключателем звукоснимателей - и получай один работающий нэковый датчик с отдальными крутилками громкости и тона?
Во-первых, отдельная цепь “ритм” на Jazzmaster / Jaguar снабжена дополнительным конденсатором, который делает звук немного более низким и жирным.
Во-вторых, благодаря цепи “ритм” можно хранить две отдельные настройки звучания нэкового датчика и переключаться между ними простым щелчком выбора цепи в верхней части деки.