Alladin, я считаю, главное, что нам нравится
!
Обзор Циклона г-ном С. Тынку, когда-то было на гитарс-ру, извините, без фоток.
Fender Cyclone
Система современного бизнеса устроена таким образом, что любая производственная фирма обязана каждый год представлять нечто новое на рынке. Это происходит в следствие того, что дефицита на какие-либо товары не существует и потому чтобы фирма получала прибыль нужно заставлять людей покупать ее товары регулярно, хотя бы раз в год. А иначе контора разорится и ее работники не смогут регулярно питаться и покупать что-либо. Замкнутый круг по которому бегают попавшие в него представители рода людского.
Хорошо если ваша фирма выпускает пиво. Этот благородный напиток можно покупать регулярно даже если он многие десятилетия не меняет своего вкуса. Другое дело – выпуск гитар. Придумать что-либо новое невероятно трудно. Придумать нечто новое таким образом, чтобы это полюбилось людям и они купили это – почти невозможная задача.
Поэтому как правило элементы ежегодных новаторств в гитарах как правило не отличаются своей революционностью и потому если вы разок были на музыкальной выставке, смело можете следующие лет пять отдыхать от этого звукового кошмара и мирской суеты – будьте спокойны, ничего интересного вы не пропустите.
Гитара Cyclone – есть явная новинка последних пары-тройки лет от Fender, конторы чей возраст уже перевалил за полтинник и которая не смотря на это продолжает более чем успешно продавать гитары придуманные те самые 50 лет назад.
Попробуем разобраться, что есть этот самый Cyclone и какова его роль в общемировой системе культурных ценностей.
Если попытаться в целом, классифицировать именно электрогитары Fender по каким-то своим группам, то я бы выделил несколько направлений. Для начала можно заявить парочку традиционных основополагающих модельных рядов – это telecaster и stratocaster. Эти два направления – есть нечто фундаментальное и вечное в конструкции и истории электрогитары. Следом за ними я бы отметил еще одну менее популярную, но все равно присутсвующую и оказывающую влияние на умы человечества группу, которую я бы назвал “фендеровские уродцы”. Остановимся на них поподробнее.
Если Вы когда-нибудь исследовали истории многодетных семей, то обратили внимание на то, что судьбы детей из этих семей складываются по разному. Кто-то из них рождается красивым, становится богатым и его любят толпы всякого народу. А кто-то живет жизнью странного некрасивого существа, мало кому понятного и от того сильно одинокого.
С гитарами в принципе все тоже самое. Судьба их совершенно разная и не всегда она зависит от душевных и звукоых качеств гитар.
На фоне суперудачливых strat и tele, у компании Fender всегда была группа гитар, которые не выдерживали никакой критики в сравнении со своими старшими твоарищами (strat и tele), группа гитар, чью необычность и своеобразие отмечали все, но играть на них рисковали не многие. Гитары эти непривычных человеческому взору форм и при всем том, что хоть и звучали абсолютно в фендеровском духе, постоянно проигрывали в сравнении со strat и tele.
Речь конечно идет обо всех этих jaguar, jazzmaster, mustang и еще нескольких менее известных моделях.
Скажу сразу – дизайн Cyclone в духе этих веселых гитарок, любят которые по большей части либо фанаты surf, либо поклонники альтернатива/грандж, либо… просто басисты. Поскольку не найти сходства с тем же Jazz Bass может только совсем слепой человек – металлическая накладка под ручками регулировки Cyclone в сочетании с белым пластиком накладки в районе под датчиками – это же очень в духе фендеровского баса.
Fender всю жизнь мечтал торговать такого плана гитарами. Однако, сколько их не было сделано – люди всю жизнь находили в них недостатки и потому по большей части играли на strat и tele. И вот очередная попытка на рубеже 20 и 21 веков. Какой она будет и что принесет обществу?
Не будем томить тебя, друк. Попытка оказалась вполне удачной. Слава богу Fender учли все недостатки предыдущих моделей и попытались их искоренить с той же решимостью, что пенсионерка выжигает колорадского жука на подмосковном участке с картофелем.
Для начала скажем, что Cyclone вышел в рамках нормальной профессиональной (то есть годной к студии и концерту) серии Deluxe (мексиканское производство) и это уже гарантировало какой-то стабильный уровень. А теперь пройдемся по гитаре более детально.
Во-первых, мензура. У Cyclone «гибсоновская» маленькая мензура 24,75 дюйма. Что это дает непонятно. Наверное с одной стороны – некая дань традиции согласно которой все эти дзамастеры и ягуары, всегда имели уменьшенную мензуру. С другой стороны нельзя не согласится что с уменьшенной мензурой играть на гитаре более удобно в плане того чторуки меньше устают в процессе многочасового пилилова. На звуке, кстати, – эта мензура никак не отобразилась – звук вполне фендеровский. Еще одно наблюдение – не смотря на маленькую мензуру – сама гитара в длину ощутимо больше чем strat или tele.
Во-вторых, бридж. Слава богу Fender отказались от идеи необычных и прямо скажем идиотских в плане своей функциональности бриджей типа jazzmaster и все такое. На Cyclone стоит проверенный десятилетиями и до боли знакомый (как бутылка жигулевского пива) «стратовский» бридж в «старом духе» (то есть на шести винтах). Сам по себе этот бридж изначально весьма не идеальное явление (если активно работать рычагом), но не смотря на это гитаристы давно смирились и юзают эти бриджи едва ли не больше всех остальных бриджей в мире.
В-третьих, звукосниматели. Fender решили пойти по пути максимальной универсальности удовлетворить одним махом и серфистов и гранджеров, поставив на эту гитару сингл и хамбекер. Причем о датчиках надо сказать отдельно – они оказались хорошими. Сингл – это мексиканский вариант знаменитого Texas Special и он выдает невероятно много стекла и звучит все как настоящий Fender. А хамбекер – тоже мексиканский, это достаточно грубая и тяжелая, мясная штучка предназначенная для самых агрессивных любителей музыки. В общем на этой гитаре можно играть в любом стиле.
Другое дело, что сам звук этой гитары не смотря на свою добротность и пригодность для работы не является каким-то божьим откровением, которое сражает Вас наповал. В нем нет какого-то необъяснимого благородства, слышного в американских fender. И нет какой-то оригинальности саунда, который был бы узнаваем и типичен только для него. Все что Вы услышите из Cyclone – можно будет получить из strat или tele. Другое дело что дизайн у Cyclone не такой заезжанный и потому всегда есть возможность как-то выйти из этих толп людей с одинаковыми гитарами со свой палкой нетипичной формы.
А в целом же Cyclone - это обычная («народная») многоплановая в плане звука гитара для людей которые хотят слегка бунтующую против классических гитару. И при этом чтобы сам бунт тоже был не в рамках каких новаторских безумных форм а вполне таким традиционной, давно знакомой форма протеста, каковыми в общем и являются эти агрессивные стили surf и grunge.
По крайней мере если сравнивать с jazzmaster/jaguar то именно конструкционно Cyclone является прогрессивным шагом вперед. Именно конструкционно, потому что помимо конструкции есть еще и уровень ее воплощения. Cyclone сделан в мексиканском варианте и по моим прогнозам вряд ли будет выпущен в американском. Поскольку музыканты на которых он рассчитан как правило не богаты либо исповедуют небогатый имидж – это вам не ZZ Top со всеми их блестящими пиджаками и золотыми перстнями цепями.
Сергей Тынку, 2003