Петр Вайль:
Из всех произведений Виктора Гюго самым популярным в Соединенных Штатах можно назвать роман "Отверженные". Это объясняется, прежде всего, его многочисленными киноверсиями и инсценировками. Об одном из самых успешных спектаклей в истории американского театра - постановке мюзикла по роману "Отверженные" - наш нью-йоркский корреспондент Ян Рунов:
Ян Рунов:
Ян Рунов: Рассказать о спектакле мы попросили режиссера Джейсона Мура, ответственного как за Бродвейский, так и за гастрольный вариант мюзикла.
Джейсон Мур:
Мюзикл "Отверженные" не сходит с Бродвейской сцены уже 15 лет. Он - второй после мюзикла "Кошки" долгожитель американского театра. В этом году мы отметили два праздника - двухсотлетие Виктора Гюго и пятнадцатилетие нашего спектакля. Примечательно, что дух французского классика живет в различных формах искусства. Думаю, успех нашего спектакля объясняется именно тем, что в его основе - великое произведение литературы, понятное во все времена и принятое всеми культурами. Американскому зрителю особенно близка тема искупления вины, тема противостояния духа личности репрессивному полицейскому режиму. Эта тема актуальна и сегодня в самых разных странах. Мы, например, везем спектакль в будущем году в Китай - будем играть в Шанхайском Большом театре. И уверены, что там каждая общественная группа воспримет "Отверженных" по-своему: и как гимн революции, и как проклятие ей. Актерам работать над ролями было интересно, потому что в романе характеры выписаны очень подробно и эмоционально. Дух Гюго сохранился и в музыке к спектаклю, и в либретто. Музыка доступна сегодняшнему зрителю, даже школьникам второго-третьего класса. И в этом - один из секретов успеха спектакля.
Мюзикл "Отверженные" - это трехчасовая рок-опера без единого слова. Рок-опера, которую смотрит уже которое поколение. На спектакль приводят школьников целыми классами, актеры играют фрагменты из спектакля в школах, школьные и студенческие театры играют "Отверженных", а после спектакля устраиваются дискуссии о Жане Вальжане, Козетте, Гавроше. Часто после просмотра спектакля зрители возвращаются к чтению романа. Примечательно, что Бродвейский вариант " Отверженных" выдержал конкуренцию со стороны киновариантов. И еще мы выдержали экономическую рецессию и последствия терактов 11 сентября, когда в Нью-Йорке несколько месяцев не было туристов, а ньюйоркцы боялись ходить в театр. Шесть Бродвейских спектаклей закрылись в это время, а "Отверженные" продолжают идти. Хотя после 11 сентября и перед нами стоял вопрос о закрытии, но мы все же выжили, наверное, потому, что речь в спектакле идет о героизме человеческого духа, о добре и зле.