AZG, мне сложно спорить с вашими знаниями "экономических моделей товара", к тому же основанных на изучении "финансовых источников". Все, что могу противопоставить этому знанию - опубликованную в Wasington Post статью с разбором текущего состояния рынка производства гитар и гитарного оборудования в стыке с анализом общего состояния рынков. А там приводятся довольно депрессивные данные, как в плане объемов продаж гитар та и ближайших перспектив этого рынка. Если у вас хватит запала, можете попробовать поспорить с американскими аналитиками, фокусно следящими за рынками, в том числе этим, и которых можно обвинять в чем угодно, но уж точно не в "полном отсутствии понимания экономической модели товара".
А данные, в принципе, и так понятны. К примеру
In the past decade, electric guitar sales have plummeted, from about 1.5 million sold annually to just over 1 million.. То есть за последние десять лет продажи гитар снизились в полтора раза. Если говорить о бизнесе (любом), то ключевым показателем является динамика изменений доходов компании после уплаты налогов и вычета всех производственных и капитальных затрат. То есть то, что готово к распределению среди акционеров. Замедление динамики роста (то есть не убытки, а рост, но медленней чем в предыдущем году) уже является поводом для паники. Просто потому, что инвесторы выходят из этого бизнеса, забирают свои инвестиции, и компании становится сложней сводить концы с концами. Как результат:
"The two biggest companies, Gibson and Fender, are in debt, and a third, PRS Guitars, had to cut staff and expand production of cheaper guitars". То есть Gibson и Fender смогли снизить негативный эффект от оттока инвестиций за счет кредитования, тогда как PRS просто сократили производство и перенесли большую часть в Корею.
Читаем дальше:
Over the past three years, Gibson’s annual revenue has fallen from $2.1 billion to $1.7 billion, according to data gathered by Music Trades magazine. The company’s 2014 purchase of Philips’s audio division for $135 million led to debt — how much, the company won’t say — and a Moody’s downgrading last year. Fender, which had to abandon a public offering in 2012, has fallen from $675 million in revenue to $545 million. It has cut its debt in recent years, but it remains at $100 million.То есть даже у ключевых гитарных компаний (Gibson и Fender) ежегодная выручка от продаж падает синхронно - на 20%. На этом фоне утверждение, что в гитарном направлении Gibson "как раз все хорошо" требует как минимум пояснений. Или считается что стойкая тенденция падения продаж на фоне общего спада гитарного рынка это все равно неплохо?
Ну и про айфон. Уверен, вы знаете что такое durable goods, то есть товары длительного срока использования. И что такое "модные товары", то есть товары, к покупке которых подталкивает маркетинг, а не утрата функциональности. К примеру, iPhone 7 по функциям не сильно отличается от iPhone X, но люди покупают именно X потому что это модно, а в период взросления "модность" является важным атрибутом социализации. Ты или в тренде, или фрик. Когда мы говорим о, в целом, не самом нужном товаре, то "модность" является одним из ключевых факторов, толкающих потребителя к покупке. Если у тебя есть iPhone 7, тебе объективно не нужен Х потому как нет ни одного приложения, что работало б на модели этого года, но не работало на модели трехлетней давности. Но ты все равно идешь в магазин и покупаешь. Как результат, продажи растут, и производители довольны.
Кроме того, есть еще новые потребители - те самые тинейджеры. Это дети, которые ноют "пап, купи". И если среднестатистический ребенок просит среднестатистического отца купить ему какую-то штуку, в большинстве своем папа отведет его в магазин выбрать то, что ему нравится, а не будет таскать по спальным районам в поиске по объявлениям какую-то "не совсем развалюху, и звучит как у эрика клептона на записях 60-х". Но тинейджер ноет про айфон, а не про гитару. Потому в принципе американцы и пишут, что
"If there is a singular question in the guitar industry, it’s no different from what drives Apple. How do you get the product into a teenager’s hands? And once it’s there, how do you get them to fall in love with it?" Потому что все, что есть в современном мире, конкурирует с айфоном или временем, который тратится на айфон.
Ну и есть еще и тот нюанс, что подростку вообще гитара не попадает в руки. Ни новая, ни б/у. Потому что ему гитарная музыка не интересна, и нет популярных персонажей с гитарой, на которых он хотел бы быть похожим. Ну в США еще есть Тейлор Свифт, которой нет 30, и которая ориентирована на подростков. Но это только в США, так как популярность кантри не выходит за пределы этой страны. А на кого хотеть быть похожим условному Серёже из Воронежа? Если брать мировые масштабы, то самыми молодыми звездами с гитарой являются Джо Бонамасса и... блин второго назвать уже не могу
. Бонамассе больше 40, и для подростка он просто еще один старый дядька с олдскульной палкой со струнами. Потому в качестве примеров для подражания остаются либо рэперы, либо Тейлор Свифт.
И если у вас есть другая статистика или другие аналитические материалы, с интересом прочту.