про гитары
Собрал все мысли насчет звука в один пост.
К чему я видос тот закинул -- по неподключенной гитаре надо судить. В общем, идея такая -- магии никакой нет, все просто.
Звук состоит из тона и обертонов. Тон и первые обертона гаснут медленнее, последующие быстрее. То, что мы называем гитарным звуком, по сути есть комбинация обертонов, получаемая при взятии ноты в разных позициях на грифе, снятая датчиком и усиленная и обработанная дальнейшим трактом.
Начнем с первого -- нас интересует звук до датчика, потому что если в датчик не придет хороший звук, то дальше ему взяться неоткуда.
Краткий ликбез, что есть обертон, если кто вдруг не в курсе -- струна колеблется не только от точки крепления до точки, но и в кратных долях. Колебание от точки до точки это основной тон, самый низкий и самый громкий. Дальше идет октава -- две половинки струны колеблются с частотой вдвое выше частоты тона. Потом идет квинта, это три отрезка по 1/3, потом кварта -- 4 по 1/4 и так далее. Все эти колеблюещиеся отрезки вносят свой вклад в звук. И то, что мы принимаем за тембр, по сути есть комбинация обертонов.
Теперь к звуку. Человек слышит приблизительно первых 10 обертонов. Это и есть звук неподключенной гитары. Он может быть трех видов:
а) хороший. обертонов много и их суммарное звучание приятно на слух
б) плохой. обертонов много, но их суммарное звучание на слух неприятно
в) плохой. мало обертонов. звук тусклый и невыразительный
Почему дерево в электрогитаре важно: громкость обертонов зависит от массы и жесткости гитары. Сама по себе струна звучит тихо, но корупс работает как резонатор. Если гитара тяжелая, то струне тяжелее ее раскачать, отсюда относительно быстрое затухание и потеря обертонов. Если она недостаточно жесткая, то среда поглотит верхние обертона -- тем больше, чем мягче корпус. Очевидный пример: зажать струну в пальцах и натянуть, основной тон какой-никакой мы услышим, но никаких верхних обертонов уже не будет. Очевидно, что резонирование неоднородного тела (а дерево материал весьма неоднородный) будет неравномерно усиливать те или иные обертона. За счет этого и получается уникальный звук инструмента.
Теперь у нас есть звук, пусть хороший. Что дальше? Дальше датчик. Большинство датчиков режет звук в районе 3-5 кГц. То есть, даже если есть какие-то обертона в звуке выше этого порога -- они будут обрезаны. Давайте прикинем, какие:
Ля второй октавы на 17м ладу это 880Гц.
Первый обертон 1760гЦ (Ля третьей),
Второй 2640 Гц (Ми четвертой)
Третий 3520 (Ля четвертой)
Четвертый 4400 (До диез пятой)
Пятый 5280 (Ми пятой)
и т.д
То есть, для самой высокой Ля порог составит пять обертонов. А что будет, если взять Ля малой октавы (3я струна, второй лад, 220Гц)? А все очень просто -- 10й обертон тут 2420 Гц. И эта частота прекрасно снимается датчиком. Если проверить еще несколько нот, то можно найти Ми на открытой первой, десятый обертон 3630 Гц -- как раз на границе спада АЧХ датчика. Отсюда выводы:
Высокие ноты (все выше Ми первой октавы, открытая первая струна) на условно глухой гитаре после снятия датчиком будут звучать похоже на ноты, снятые с хорошей гитары. В дипазаоне ниже будет заметна нехватка обертонов, как следствие, плохой звук инструмента.
На условно глухой гитаре хорошие датчики ситуацию спасти не могут.
На гитаре, богатой обертонами, но с неприятным тембром датчики могут слегка улучшить ситуацию, поскольку имеют свою нелинейную АЧХ и могут придавить вредные обертона или приподнять полезные.
Если гитара хорошо звучит неподключенной, то и с нормальным стандартным датчиком она будет хорошо звучать.