Как вчера это было , я собирался брать Джаз бас 5-ти стр.
... и добавил:
Fender против Фендера
Глеб Бутузов
В середине ХХ века произошло революционное событие в сфере конструирования музыкальных инструментов, сравнимое разве что с изобретением рояля в период засилья клавесинов. Я говорю о гитаре со сплошной декой, на которой установлен звукосниматель. Это вполне невинное устройство несет львиную долю "ответственности" за молодежную революцию 60-х, возникновение жестких музыкальных стилей и многое, многое другое, причем в гораздо большей степени, чем об этом можно было бы подумать…
Патент на доску со звукоснимателем был выдан в 1944 году владельцу магазинчика радиоприемников и фонографов из Калифорнии Кларенсу Лео Фендеру и его приятелю, музыканту Клейтону Орру Кауффману по прозвищу Док. Изготовленный друзьями прототип выглядел так, что психически здоровый человек согласился бы сыграть на нем только за приличное вознаграждение; но фирму они всё же организовали - называлась она незатейливо - K&F - и стали делать традиционные гавайские (steel) гитары и ламповые усилители. Всё начиналось в подсобке магазина и выглядело достаточно несерьезно, так что Док оставил дело в начале 1946 года, о чем, видимо, горько сожалеет до сих пор.
Спустя несколько месяцев Лео удалось найти нужную сумму денег, чтобы начать строительство настоящего производственного цеха. Дела пошли настолько хорошо, что к 1949 году фирма, уже называвшаяся, естественно, Fender, стала известна в Штатах как лучший производитель концертных усилителей и гавайских гитар. А ламповые усилители Fender серии Tweed выпуска начала 60-х и по сей день считаются одними из лучших инструментальных усилителей в мире, и знатоки готовы отдавать за них огромные деньги.
В 1949 году Лео почувствовал, что созрел для создания "цельнокорпусной" электрогитары. Вместе со своим другом Джорджем Фуллертоном он разработал первую модель - Esquire. Инструмент был представлен общественности в апреле 1950 года, и выглядел как нынче всем знакомый Telecaster, но всего с одним звукоснимателем. Однако вскоре от покупателей стали поступать жалобы, что гриф "повело". Компаньон Фендера Дон Рендал, единолично выполнявший функции отдела маркетинга, настоял на срочной разработке укрепленного грифа. Лео взялся за дело, и за пару месяцев отработал технологию установки в гриф анкера. В ноябре того же года он запустил в производство гитару Broadcaster с двумя звукоснимателями и укрепленным грифом. Собственно, это был уже Telecaster - гитара "на все времена". Неувязочка вышла только с названием - влиятельный производитель музыкальных инструментов Gretsch заявил протест, так как несколько ранее выпустил ударную установку Broadkaster (именно через "k", а не "c"). Сначала Фендер убрал название модели с головки грифа (эти гитары известны знатокам как "безымянные Кастеры"), а в конце февраля 1951 года там появилась новая надпись - Telecaster.
Электрическая часть “Стратокастера”
В последующие два года фирма Лео Фендера стала претендовать на статус лучшего производителя электрогитар, конкурируя с Gretsch, Epiphone и Gibson. Теперь Лео Фендеру осталось сделать ещё один рывок, чтобы окончательно занять лидирующее положение на рынке. И вот 15 мая 1954 года был продан первый Stratocaster - по сей день наиболее покупаемая, подделываемая, копируемая и любимая гитаристами модель музыкального инструмента, сделанного в ХХ веке. Интересно, жив ли этот экземпляр сегодня?
В последующее десятилетие в колыбели Фендера на свет появились гитары Duosonic, MusicMaster, Jaguar, но можно смело заявить, что Stratocaster и Telecaster остались непревзойденными по сей день. Для интересующихся родословными своих инструментов: в период до 1964 года были произведены гитары с четырехзначными номерами без названия серии, гитары с пятизначными номерами, тоже без названия серии, и гитары серии " L" с пятизначными номерами до 20 000.
Но всё не могло развиваться так безоблачно, и история сделала крутой поворот - осенью 1964 года Лео оказался в больнице с тяжелым инфекционным заболеванием… Без его руководства дела фирмы пошатнулись и, как это водится, на крупнейшего производителя гитар обрушились финансовые "коршуны". 5 января 1965 года вступил в силу договор, подписанный больным Лео, которому на сей раз изменила интуиция. Он откровенно разуверился в развитии гитарного бизнеса, так как считал, что будущее принадлежит электронным синтезаторам. Он совершенно не мог представить себе тот гитарный "беспредел", который будет твориться на сценах Америки и Европы через каких-нибудь три года. По этому договору его детище переходило в руки компании CBS, а в руки Лео Фендера соответственно сумма в 13 миллионов долларов, что тогда было эквивалентно нынешним 130 миллионам.
Но! По этому же договору Лео Фендер не имел права в течение десяти лет заниматься производством гитар или усилителей, а также - внимание! - НИКОГДА не использовать свое имя в названии музыкальных инструментов! Отныне ему лишь оставалось "из окна" наблюдать за триумфом музыкальных инструментов, к тому же подписанных его именем, по закону ему более не принадлежащим. А что же дальше? А дальше следует обычное корпоративное развитие - требование инвесторов об увеличении объема продаж (продавалось вплоть до 40 тысяч гитар ежегодно), удешевление производства, ненавязчивое забывание основных принципов, некогда заложенных Лео в концепцию гитар. Наименее всего пострадал, пожалуй, гриф - если не считать увеличение размеров головки "Стратокастера" по сравнению с классической версией. Он по-прежнему изготавливается из твердого клена (так называемого "каменного", который произрастает на каменистых почвах Северной Америки), укрепляется анкером, накладка делается из палисандра, красного дерева или того же клена.
Вырезы под звукосниматели
на “правильных” гитарах
Что же касается деки, то с начала 70-х она претерпела весьма серьезные изменения. Во-первых, изменились обводы корпуса в сторону менее глубоких вырезов, что ускоряет производство. В моделях 80-х даже уменьшился объем корпуса - для "Стратокастера" общий размер корпуса, а для "Телекастера" - его знаменитая толщина. Вместо того, чтобы делать вырезы в деке под каждый звукосниматель, стали делать большой общий вырез, прозванный мастерами "плавательным бассейном": действительно, такая "яма" в центральной части корпуса может испортить резонансные свойства даже хорошего дерева.
Да, кстати о дереве... здесь, пожалуй, самые крупные "слезы" ценителей. Обладатели гитар определенных лет "эпохи CBS" - мужайтесь! Дело в том, что деки "Стратокастеров" и "Телекастеров" классической эпохи делались всего из двух сортов древесины - ольхи и ясеня. Первая дает наиболее типичный звонкий "фендеровский звук", известный нам по рок-н-роллам 50-60-х годов. Для второго характерен более "темный", густой звук, подходящий скорее для блюза (например, модели Telecaster'52 и Stratocaster "Buddy Guy"); кроме того, некоторые коллекционные модели изготавливались из липы и даже палисандра.
Но дело не в материале, и даже не в технологии обработки древесины, которая с уходом Лео была сильно упрощена. Проблема состояла в том, что самым дешевым из "музыкальных" сортов дерева является тополь, и из него честно делались "Сквайры", Stratocaster Special и Telecaster Special. Но из него же весьма нечестно делались остальные модели Fender в 80-х годах. Если бы дело заключалось только в том, что использовался тополь, то это было бы еще полбеды, так как тополь хоть и не бог весть какой материал, но все же "музыкальное" дерево. Однако, как показывает на примере своей коллекции Эд Роман, фирма, желая сохранить имидж и внешнюю отделку инструментов, покрывала тополь тонким слоем ольхи на клею, а такое сочетание смертельно для резонанса.
Именные грифы для заказных гитар
Наибольшие нарушения допускались в период 1979-1982 годов, когда значительная часть "Стратокастеров" изготавливалась в Мексике и Корее вообще с полнейшим нарушением технологии. Но в 1982-1984 годах вышла в свет серия "Vintage Reissue" - это очень качественные инструменты, даже по оценкам американских коллекционеров. Они были выпущены одновременно в США и Японии - это серии соответственно V и JV с шестизначными номерами. Произошло это по личному указанию директора фирмы Уильяма Шульца, который решил во что бы то ни стало возродить былую славу. Однако хозяева CBS остались недовольны этим "качественным" экспериментом, и пустили Fender с молотка. В марте 1985 года её приобрел сам бывший директор Шульц - опять-таки за 13 миллионов долларов. Шульц продолжал гнуть свою линию, однако нарекания на отдельные серийные экземпляры не прекращались вплоть до осени 1987 года.
С этого момента (серия N4, номера шестизначные) по заслуживающему доверие официальному заявлению компании, сделанному дилерам весной 1997 года, вся классическая технология строго выдерживается (я сам пользуюсь Telecasterом US Standart вышеназванной серии, и, похоже, это действительно так).
А что же сам Лео Фендер? По истечении "срока заключения", истекшего в 1976 году, он основал фирму Music Man, и начал выпуск новой линейки инструментов. Кстати, многие из них, в частности бас-гитара Sabre, заткнули за пояс фендеровские модели периода CBS. Прошло некоторое время, и Music Man грозил разрастись в очередного индустриального монстра, со всеми вытекающими из этого последствиями. Тогда Лео оставил компанию, и впоследствии его опасения подтвердились - теперь монстра зовут "корпорация Ernie Ball Musicman" - она делает неплохие гитары, но для начинающих музыкантов.
Тем не менее, ветеран Лео не собирался на покой. Вместе со своим старым другом и соратником Джорджем Фуллертоном он основал компанию G&L, то есть просто "Джордж и Лео" - ведь слово "Fender" для Лео запрещено навсегда. Концепция фирмы крайне проста: делать инструменты без малейшего компромисса: дерево - как надо, форма - как надо, электрическая часть - тоже как надо. К тому же, большая часть процесса изготовления осуществляется вручную. Какие же именно модели выпускала G&L? Да все те же классические Telecaster и Stratocaster, только теперь они называются соответственно ASAT (то есть "after Strat after Tele") и Legacy, да ещё на базе "Стратокастера" появилась относительно новая модель S500. Естественно, всё, как и более полувека назад, только вот головка грифа изменена - все-таки другая фирма, так что всё по-честному.
Делали свои инструменты Джордж Фуллертон и Лео Фендер в том самом, построенном в 1946 году цехе, где в незапамятные времена родился первенец "Эсквайр" - на Фендер Авеню в городке Фуллертон, Калифорния. Да-да, именно так назывались улица и город! По утверждению дистрибьюторов и коллекционеров (того же Эда Романа), цены на эти гитары ниже, чем на многие серийные модели Fender - иногда настолько ниже, что прайс-лист просто не публикуется. Иными словами, если вы хотите купить такой инструмент, то просто звоните продавцу! Кстати, те коллекционеры, которые включали эти гитары и ударяли по струнам, утверждают, что вернулись в молодость. Интересно, обошел ли старик Лео Фендер фирму Fender по качеству инструментов? Между прочим, последняя опять стала делать отличные гитары...
…Лео Фендер умер в 1991 году в возрасте 82 лет с улыбкой на лице.
ещё раз о ...