International Herald Tribune: Российские бандиты вмешиваются во враждебное поглощение
Эндрю Крамер
Майк Мэттьюз, дизайнер звуковых эффектов и бывший промоутер Джимми Хендрикса, купил необычный российский завод – он производит вакуумные лампы для гитарных усилителей. Теперь он столкнулся с обычной в России проблемой: кто-то пытается украсть его компанию.
Обладающие острыми локтями персонажи российского бизнеса грозят заводу в деле, отмеченном обвинениями во взяточничестве и темными намеками на причастность к нему структуры, когда-то называвшейся КГБ.
Хотя дело похоже на сотни аналогичных конфликтов в России, оно вызвало резонанс в мире, особенно в кругах профессиональных музыкантов, меломанов и поклонников высокотехнологичной аппаратуры.
Как выяснилось, Россия – одна из трех стран, где еще производят музыкальные вакуумные лампы, и устаревающая технология "согревает" звучание электронной музыки в дорогой аппаратуре.
"Это рок-н-ролл против бандитов, – сказал 64-летний Мэттьюз в интервью в Нью-Йорке, где он руководит компанией, распространяющей российские вакуумные лампы. – Я не сдамся рэкетирам".
Однако враждебное поглощение, идущее в Саратове, не напрямую связано с бандой. Это конфликт, характерный для страны, где права собственников, будь это крупные нефтяные компании, автосалоны или завод средней руки, всегда открыты для пересмотра. Он иллюстрирует шаткие представления о собственности, преобладающие по сей день.
После распада СССР, крушения власти и последовавшего за этим беззакония организованные преступные группировки приобрели огромное влияние. Вооруженные бандиты устраивали поглощения, появляясь на пороге у бизнесмена и не имея за душой ничего, кроме угроз насилием или убийством. В середине 1990-х годов заказные убийства совершались чаще, чем раз в день.
Позже правоохранительные органы, от налоговой полиции до ОМОНа, сыграли свою роль в принудительной передаче имущества во время борьбы за активы бывшего советского государства.
В ходе операций, получивших название "маски-шоу", милиционеры с лицами, закрытыми лыжными шлемами, вваливались в компанию, чтобы запугать сотрудников и добиться уступок от владельцев. Например, главный офис нефтяной компании ЮКОС несколько раз видел такое "маски-шоу" на первых этапах конфликта компании с российскими властями.
Сегодня в российскую экономическую преступность пришли "белые воротнички" – подделка документов, приглашение юристов, подкуп судей.
Проблема стала настолько распространенной в мелком и среднем бизнесе, что удостоилась обсуждения в парламенте, где ею занимался Комитет по государственной безопасности, упомянувший более 1,4 тыс. случаев мошеннических поглощений в 2005 году. МВД начало расследования в связи с кражей 346 предприятий.
Старший следователь МВД Юрий Алексеев заявил агентству "Интерфакс", что в России каждый месяц совершаются десятки крупных сделок и процесс все чаще сопровождается серьезными нарушениями закона.
Те, кто захватывает предприятия, обычно не интересуются производством, они просто крадут и перепродают ликвидные активы, прежде всего недвижимость, добавил он.
Битва в Саратове началась прошлой осенью, когда Мэттьюз получил письмо с предложением. Компания Russian Business Estates (RBE) за 400 тыс. долларов купила бы завод ExpoPUL, где работает 930 человек, а объем продаж составляет около 600 тыс. долларов в месяц. Мэттьюз быстро ответил отказом.
Затем пришло письмо с предупреждением, что у завода скоро начнутся проблемы с электричеством; через две недели отключили электроэнергию. Приходили люди с отбойными молотками и поднимали пыль в чистых помещениях завода. Прямо за воротами слонялись странные молодые люди в кожаных куртках.
Мэттьюз, легендарный среди гитаристов изобретатель педали Big Muff, собрал на своей стороне производителей музыкальной аппаратуры, заинтересованных в усилителях российского производства, и пообещал бороться.
Директор RBE в Саратове Виталий Борин заявил, что хочет купить завод Мэттьюза ради здания, где он находится, а потом продать его другому инвестору. Согласившись, что его компания оказывает на Мэттьюза давление, он отметил, что используются только законные методы. Если Мэттьюз не согласится ее продать, заявил Борин в интервью, компанию можно отобрать по инструкциям о национальной безопасности.
"У нас есть инструкции ФСБ, где черным по белому сказано, что военный завод не может находиться рядом с компанией с иностранным участием", – заявил он. Рядом с ExpoPUL есть завод, где производят электронику военного назначения.
"ФСБ этим не занялась только потому, что мы не хотели, чтобы она этим занималась", – сказал Борин. По словам Борина, чтобы закрыть завод, ему надо лишь написать письмо в Москву.
Компания ExpoPUL производит две трети вакуумных ламп в мире. Ориентируясь на нужды музыкальной индустрии, Мэттьюз в прошлом году увеличил продажи до 170 тыс. единиц в месяц по сравнению с 40 тыс. в 1999 году.
Хотя значительная часть советской электронной отрасли канула в лету, ExpoPUL, открывшийся в 1953 году, процветает. Это редкий пример советского предприятия, ставшего успешным без болезненных перемен. Технология 1950-х годов дожила до того, чтобы стать мировым хитом.
Если завод погибнет, вместе с ним исчезнет звучание гитары, которого, по словам музыкантов, нельзя добиться на современной аппаратуре.