ДАВАЙТЕ СМЕНИМ ЛАМПЫ! Некоторые музыканты до сих пор думают, что смена ламп в их усилителе чем-то сродни процессу по замене перегоревшей лампы на кухне. Такой взгляд, может быть, вполне естественный для простого обывателя, оказывается совершенно неприемлемым для профессионала и любого серьезного музыканта, хотя внешне оба эти процесса сходны. И если отсутствие освещения все мы замечаем немедленно, то звуковые реалии оказываются несколько сложнее. Ведь здесь лампа, работающая на 60%, тоже работает, просто усилитель не звучит так хорошо.
Некоторые искушенные люди студий способны заметить такие изменения уже через несколько часов после начала записи. А в качестве примера профессиональной экстремальности можно привести музыкантов группы Lynyrd Skynyrd, менявших лампы в своих усилителях Pevey Mace перед каждым концертом. Но на противоположном полюсе мы видим множество неискушенных музыкантов, абсолютно уверенных в том, что менять лампы необходимо, когда они перегорели и усилитель не работает… Вы поняли, что если бы ответ на поставленный вопрос был абсолютно однозначным, мы просто написали его большими буквами и поставили бы точку. Но чтобы разобраться, нам потребуются более обширные знания и взгляд на широкий спектр разнообразных вопросов. И это не удивительно. У каждого своя кухня, и предоставив барабанщикам заняться, скажем, выбором тарелок, пригласим гитаристов и басистов проникнуть вглубь процессов, происходящих в ламповом усилителе, где нет односложных ответов. Но, попав в этот микромир, мы найдем его необычайно богатым и насыщенным, и от обычного вопроса смены ламп перейдем к истокам образования лучшего гитарного звука. Попробуем понять, когда стоит менять лампы. Не подумайте, что мы призываем вас менять лампы перед каждым концертом. С другой стороны, не стоит дожидаться, когда, израсходовав свой ресурс, лампа перегорит. В лучшем случае, после этого придется поменять предохранители, а в худшем — она потянет за собой другие элементы и это может вызвать гораздо большие неприятности. Тем не менее, никто из специалистов не даст однозначных сроков, ведь факторов вызывающих «старение» ламп много, и все они в ту или другую сторону влияют на длительность работы. Многообразные конструкции с различной жесткостью устанавливают режим их эксплуатации, а качество хрупкого электровакуумного товара разных производителей сильно отличается. Есть и много других причин, но нам нельзя ограничиться их простым перечислением. Поэтому давайте изменим подход и на время отложим решение утилитарных вопросов. Поговорим о творчестве в индивидуальном звукообразовании.
--------------------------------------------------------------------------------
Запредельные звучанияСамо понятие «ламповый», применительно к пультам, рэкам, эффектам и бытовым HiFi усилителям, стало синонимом «дорогостоящего и лучшего», что в основном справедливо. Но здесь стоит задуматься над различиями и спецификой нашего гитарного применения, а оно состоит в том, что 70% самого лучшего окраса звука, т.е. 2/3 его характера и самые лучшие из известных в природе искажений дает оконечный каскад усилителя мощности. И только остальные 30% добавляет предусилитель. Далеко не все понимают, насколько отличается природа этих искажений и вклад этих каскадов в звук. Лампы усилителя мощности другие по типу, большие по размерам — но не только это создает отличия, ибо на формирование звука специфическим образом влияет и динамик, и выходной трансформатор, согласующий динамик и лампы, а также общий высокий энергетический потенциал больших мощностей выходного каскада.
Все лучшие свойства вашего усилителя проявятся, если включить его на полную мощность, тогда оконечник начнет искажать и покажет, на что способен. В этом состоянии ваш аппарат будет работать в запредельном режиме. Сразу после удара по струнам он входит в состояние перенасыщения, когда огромная энергия, направленная к динамику, лишь частично может быть превращена в звук (из-за того, что он имеет определенный К.П.Д, особенно низкий в старых «vintage» моделях). Поэтому невостребованная энергия, возвращаясь обратно через трансформатор, как вода через сообщающиеся сосуды, воздействует на выходные лампы, вводя их в особый режим форсажа и заставляя генерировать неописуемые гармоники. Здесь и находится та грань перехода в реальность и обратно. Такой режим, возникший благодаря несовершенству техники прошлого, было довольно трудно понять, ведь он не был заложен и просчитан. Получалось, что лампа, находясь в режиме специфической обратной связи с динамиком, сама себя регулирует. Один музыкант, осознав принципы такой работы лампы, не удержавшись, воскликнул: «Да, она и вправду живая!» Возможно, это утверждение излишне эмоционально, но тем не менее отражает отношение музыкантов к этому прибору и тому большому дышащему живому звуку, который дает хороший усилитель. Все современные рэки или примочки,. использующие 1-2 небольшие лампы, в сущности являются предусилителями и не могут создать «запредельного» звука большого усилителя. Включая в него любые, самые архаичные эффекты, мы знаем, что оконечный каскад привнесет свой характер и в большей мере сформирует наш звук.
«Лысые» электродыЕсли вы имеете возможность и средства, то лучшее, что вы можете сделать для усилителя, это регулярно менять комплект выходных ламп оконечного каскада. Являясь специфическим электровакуумным прибором, любая лампа и не предназначена служить вечно. Несколько хрупких металлических частей, подвешенных в стеклянном баллончике с откаченным воздухом, несколько электродов, один из которых — катод, имеет специальное покрытие и способен при нагревании испускать электроны к аноду, создавая ток в цепи. Его величину регулирует управляющее напряжение на сетке, т.е. наш сигнал. Это суть работы лампы. Постепенно слой катода, излучающий электроны, истончается, беднеет и уже не способен в полной мере отразить параметры исходного сигнала, пока в буквальном смысле слова «не становится полностью лысым». Тонкий слух музыканта может подметить определенные признаки износа, и мы расскажем, как они будут проявляться с течением времени.
Как правило, в американских усилителях (Pevey и Fender) на лампах 6L6 пропадает атакующая острота звука, и он «не прорезает». В британских конструкциях, чаще всего использующих EL34, можно заметить постепенное понижение, или же скачки громкости и тембральное смягчение звука (Marshall, HiWatt, Laney, Park, Orange)
Лампы усилителя мощности подбираются в комплиментарные пары, каждая усиливает один из полупериодов симметричного сигнала. Например, в 50W Marshall их будет 1 пара, в 100-ваттном — 2 пары, и т.д. в зависимости от мощности. Но поскольку участники этих дуэтов и квартетов стареют неодинаково во времени, возникает разбалансировка, и как следствие, происходит вычитание гармоник в спектре. Это можно заметить в виде уменьшения сустейна, вплоть до очень быстрого исчезновения звука, неровное звучание отдельных нот аккорда или появления немузыкального грязного дисторшна.
Будьте бдительны! Если вы заметили какие-либо из перечисленных признаков, то это повод задуматься. Но тембральные изменения обычно происходят малозаметно и для гитариста-любителя типична ситуация, когда изредка поигрывая на своем усилителе и через 10 лет все же решив поменять лампы, он вдруг обнаруживает, что звук стал совсем не таким, непревычно жестким и атакующим. На самом деле, такие люди принимают за должное звук сильно изношенных ламп. Есть даже поклонники такой «сглаженности и смягченности», но им тоже не стоит доводить ресурс ламп до предела.
Стоит упомянуть лампы преампа. Они не испытывают таких экстремальных воздействий и служат в несколько раз дольше выходных. Может потребоваться их замена из-за микрофоники (непрекращающийся свист самовозбуждения, похожий на завязку микрофона) или из-за появления шумов, которые могут появляться и пропадать и принимать в лампах самые причудливые «реалистичные», очертания — от потрескивания туристского костра, шорохов,- до ощущения, что кто-то жарит яичницу у вас на кухне.
О творчествеИтак, мы убедили вас в необходимости менять лампы, и кому-то это покажется еще одной лишней проблемой, которая, как ни странно, открывает нам новые горизонты.
Продолжим тему творчества и вместо покупки новых рэков, гитар и звукоснимателей, попробуем искать свой звук другим путем. Осмелимся утверждать, что вы не знаете всего того, на что способен ваш усилитель даже при простой смене ламп. Казалось бы, существует всего несколько их типов, но на практике возможности выбора оказываются неисчерпаемыми. Возьмем наиболее распространенный Marshall, и окажется, что кроме традиционных El34 в нем можно использовать лампы 6550, 5881, КТ88 и даже фендеровскую 6L6 с небольшой переделкой или без нее, что и делали многие музыканты в годы ламповых кризисов, когда закрывался очередной крупный завод и EL34 невозможно было достать. Отдельно стоят аппараты VOX AC30 — используются EL84, и американские небольшие аппараты на 6V6.
Фирма «Mese-Boogie», искавшая новые пути, создала модели усилителей, способных принять и пару EL34 и пару 6L6 одновременно (Simul Class), что создает разнообразие звуковых фактур. Но еще большее разнообразие создают производители, чьи лампы одинакового наименования могут сильно отличаться. Здесь нужно рассмотреть способы маркировки, хотя этот вопрос до сих пор пока не решен централизованно и однозначно. Покупать выходную пару без маркировки за цену от 10$ до 50$ неоправданный риск. Многие фирмы-производители не делают особых замеров, ограничиваясь коэффициентом усиления. Но любая уважающая себя серьезная фирма не поставит первые попавшиеся лампы без своих замеров и подбора. И в качестве хорошего примера расскажем о маркировке фирмы «Groove Tubes», специализирующейся на отборе хрупких приборов приходящих из разных концов света. Часть ламп забраковывается из-за недостаточной чистоты вакуума или сеточной утечки. Такие лампы могут очень быстро выйти из строя в самый неподходящий для вас момент. Далее идет проверка класса вхождения в перегрузку, он маркируется от 1 до 10. Он отражает соотношене gain/distortion. Это деление вполне условно, ведь и лампы одного класса не будут звучать одинаково. Буквами Н (hard) и S (soft) маркируется жесткий и мягкий тембр, соответственно, чем жестче конструкция лампы и чище ее вакуум, тем тверже будет тембр. Скажем, если вы любитель тяжелого жанра, то идеальные лампы для вас — с маркировкой от 1H до 3Н, начинающие перегружаться при уже небольших уровнях громкости с твердым тембром, а «на пределе» дающие полный шквал дисторшна.
Блюзовые гитаристы в зависимости от вкуса предпочтут от 4 до 7 класса с буквой S, т.е. мягким тембром и дающие небольшой перегруз. Классы с 8 по 10-й обладают большей динамикой, предпочтительны для чистого звука и перегружаются только на самом пределе. Лампы также различаются по компрессии, она может быть как обычной, так и ранней, т.е. возникает еще до появления искажений. У разных производителей лампы имеют различные частотные параметры, но все же наши возможности описать звук словами и сухими цифрами ограничены, это очень деликатная область, где отличаются вкус и восприятие каждого музыканта — каждый сам для себя решит. Солидные фирмы дают гарантию обмена комплекта ламп на новые, если они не понравились вам.
Ни один элемент не имеет такого разброса параметров, как лампы. Стоит поэксперементировать и с небольшими лампами предусилителя (американские 12АХ7, 12АТ7 и британские ЕСС83, ЕСС81); некоторые из них будут звучать ярче и чище, другие круглее и теплее. Главное, характер вашего звука можно создать! Но только ваши уши, практика и опыт дадут вам исчерпывающие ответы.
Cоздание молчащего усилителяТеперь, лучше представляя себе многие ранее неизученные процессы, происходящие в «рок-н-ролл генераторе», можно поговорить о создании «молчащего» усилителя, и такое название уже не покажется нам странным, поскольку включая в него электрогитару, мы ожидаем в первую очередь привнесение особых свойств в наш звук, а не усиления как такового.
Конечно, и сейчас многие гитаристы исповедуют принцип: «Я включаюсь в хороший усилитель — и большего мне не надо», но существуют и те, которые захотели бы использовать немного хоруса, немного гармонайзера и дилэя, т.е. в дальнейшем как-то обработать свой сигнал приборами, включая их после того, как оконечный каскад и динамик поучаствовали в звукообразовании. Еще одной причиной стало то, что снять необработанный звук микрофоном, правильно расположив его перед динамиком, всегда было далеко не всем доступным искусством.
Идея витала в воздухе и ее реализовал Aspen Pittman — основатель «Groove Tubes», создав Speaker Emulator — прибор, способный «молча» имитировать работу различных типов динамиков. Включив его вместо колонки, музыкант получал молчащий усилитель, работающий на полную, и, используя все его лучшие качества, можно было снятый сигнал, легко обрабатывать или посылать его на пленку. Это своего рода «соковыжималка», позволяющая соединить достоинства большого лампового усилителя с достижениями современных технологий по обработке сигнала. Создание более серьезных рэков подразумевает, что использоваться в них будут не 1-2 небольших лампы, а фактически полный усилитель, нагруженный молчащим динамиком.
Кто останется с носом?Можно понять музыканта, купившего хороший усилитель и забывшего в эйфории от первого прослушивания поинтересоваться некоторыми вопросами обслуживания.
Через какое-то время может оказаться, что многие достоинства аппарата потускнели, даже если в нем стояли самые лучшие лампы, а равноценная замена невозможна.
Производство их в США и Западной Европе сохранилось в небольших масштабах, не способных обеспечить огромный парк усилителей, выпущенных за прошедшие десятилетия. В истории музыки бывали драматические эпизоды, например, когда английская фирма «Mullard» прекратила производство EL34, стоявших во всех «Маршаллах» 60-х годов. При этом другая известная фирма «Siemens» ограничила их выпуск,- только для собственного производства. Изделия «Siemens» славились поразительным богатством гармоник, очень ярким тембром. Продукция EL34 фирмы «Amperex» больше подходила для работы в Hi-Fi аппаратуре, для гитары ей не хватало динамики. В конце концов наступил период, когда знаменитые EL34 стали настолько редкими, что производители даже решили изменить конструкцию «Маршаллов» под лампу 5881, которую довольно легко найти. А обладатели старых устилителей были счастливы, если им удавалось купить любые EL34, которые только попадались.
«На Восток» — так вкратце можно охарактеризовать общую тенденцию, когда центры производства ламп сместились сначала в страны Восточной Европы, а затем в Россию и Китай. И ситуация действительно стала улучшаться с появлением на рынке советских и китайских электровакуумных приборов. Фирма «Sovtek» («Совтехника») хорошо известна за рубежом; ее продукция сходна с лучшими американскими образцами. Конструкция русских ламп более жесткая, стандарт вакуума более чистый и это говорит не только об определенном сходстве в звучании, но и более длительном сроке службы. Китайские лампы, больше похожие на европейские, имеют менее прочную конструкцию, соответственно меньший срок службы, но это компенсирует их невысокая цена. Часть американских ламп собирается из российских комплектующих, на которые наносится серебряное напыление, продлевающее срок эксплуатации и улучшающее звуковые характеристики. Некоторые люди по изменениям цвета серебряного напыления определяют, что лампа старая, однако это может говорить и о том, что она долго хранилась, что совсем не говорит о выработке ресурса. Самая лучшая лампа способна прослужить до 5000 часов беспрерывной работы, но на рынке вы вряд ли найдете много изделий такого качества.
Несколько лет назад на Западе широко рекламировались электровакуумные изделия под маркой N.O.S. (New Old Stock), что переводится как «новые старые запасы». Они изготавливались в разные периоды времени и долго хранились, поэтому действительно оправдывают название (vintage) , но параметры их сильно отличаются, бывает плохой режим вхождения в перегрузку, слишком резкий звук и отсутствие какой-то части спектра частот, из-за того, что предназначены они были для использования в военных целях, а совсем не для музыкального применения. Было удивительно увидеть в нашем музыкальном магазине эту N.O.S. серию, а не лампы отечественного производства. Да, русский медведь, изображенный на логотипе «СовТека», смотрит на запад и пока не проявляет особого коммерческого чутья по отношению к собственному рынку, а музыкант, стоя у прилавка, почесывает свой нос. Если предвидеть комическое продолжение этой темы, то вскоре мы все же должны увидеть продукцию SOVTEK, привезенную… из Америки.
РаритетыЗападные специалисты считают, что в России до сих пор сохранились технологии и оборудование, на котором можно воссоздать аналог практически любой лампы, хорошо зарекомендовавшей себя в истории музыки. Скажем несколько слов о ретро, направление которого динамично развивается в последнии годы множеством небольших компаний. Создатели бутиковых усилителей очень любят продукцию «СовТека», а также недавно появившуюся марку новой фабрики «Svetlana». Бутик-амплифайеры изготавливаются вручную по старым технологиям: детали соединяются объемным проводным монтажом, используются старые углеродистые резисторы, от которых в прошлом отказались из-за температурной неустойчивости, но они хорошо влияют на звук; даже изготавливаются самодельные конденсаторы. Применяются старые технологии намотки трансформаторов, их уже не могут позволить себе большие компании, давно автоматизировавшие такие операции. Естественно, изготовители «современной архаики» учитывают прежние недостатки старых конструкций. Типичным для старых «Фендеров» был выход из строя выходных трансформаторов от перегрева в режиме перегрузки, трансформатор был небольшого размера и не справлялся с прокачкой энергии в форсаже, но в те годы он расчитывался только под чистый звук.
Заглядывая в ретро, понимаешь, почему так кардинально изменился современный звук. Многие вещи бутика довольно понятны, с появлением Hi End все узнали о влиянии проводов на звук. Более неожиданным бывает узнать, что важнейшей составляющей vintage sound эксперты считают выпрямитель на лампе. Он давно ушел в прошлое, современные усилители давно используют полупроводниковые выпрямители, поскольку никто не предполагал тогда, что блок питания как-то может влиять на звук. И тем не менее это так: во время работы «на пределе» лампа-выпрямитель ограничивает максимальный ток в пиковых моментах, и побочным положительным эффектом такого сглаживания режима оказалось существенное увеличение срока службы выходных ламп, не испытывающих на себе самых экстремальных воздействий.
ТриллерНу вот, вы решили настроить голос вашего усилителя, или ему пришло время «просвежиться». Открывая его, проявите некоторую осторожность и не касайтесь без надобности каких-либо деталей и контактов. Будучи даже выключенными из сети, в нем сохраняется определенный заряд в больших электролитических конденсаторах блока питания. Со сменой ламп справится любой музыкант, но если вы ставите заведомо отличающийся по своим параметрам комплект, может потребоваться подстройка смещения (bias). Многие фирмы ставят эту регулировку внутри усилителя, она должна находиться в определенной области, поэтому многим лучше будет обратиться к специалисту. Когда вы найдете определенный тип ламп и маркировку, эта необходимость отпадет.
Сказав так много о естественных причинах «старения» ламп, с которым мы ничего не можем поделать, поделимся способами очень быстро их испортить. Их несколько. Серьезными врагами ламп всегда были механические и температурные воздействия. Даже самые дорогие усилители, где в конструкции все хорошо продумано, могут выйти из строя, если их уронили при перевозке. Когда фирма «Groove Tubes» пыталась реализовать идею лампового снабжения по почте и разработала для этого спецупаковку, из этого новаторского начинания ничего не вышло, поскольку выяснилось, что почтовые служащие играют посылками в футбол во время обеденного перерыва. Не стоит оставлять свой усилитель в холодных, неотапливаемых репетиционных помещениях, машинах или гаражах — в общем, везде, где вы сами не стали бы ночевать. Относитесь к нему как к человеку. Человеческий фактор ваших отношений с усилителем наиболее влиятелен, ибо лампы не способны противостоять «самодеятельным режимам», которые устанавливают обычно только совсем несведущие музыканты. Разрушительной комбинацией может стать крайняя степень перегрузки при включении колонки с неверным сопротивлением, или, что иногда происходит, случайное закорачивание выхода усилителя. Но самым страшным преступлением стоит считать игру через усилитель совсем без нагрузки, не включая колонки — она всегда должна быть на выходе, даже если для снятия сигнала используется выход «Direct». В противном случае сгорает основа лампы т.к. огромная энергия, не находя выхода, идет на саморазрушение. Если вы хотите почувствовать себя на месте лампы в этот момент, вообразите себя героем триллера: враги с одной стороны заставляют бороться на пределе сил, а с другой не дают дышать. Координально ускорить старение можно приложением рабочих напряжений без прогрева электродов, т.е. включением тумблера сети «Mains» при включенном тумблере «Standby».
В итогеВ последнее время на страницах журналов музыкальное оборудование часто сравнивают с дорогими автомобилями. Аналогий действительно много. Хороший усилитель прослужит вам всю жизнь, но, как и владельцу авто, будет необходимо тратить средства и поддерживать его техническое состояние т.е. менять лампы. Несмотря на огромный разброс параметров влияния, хочется подвести черту, дав хотя бы приблизительные ориентиры.
--------------------------------------------------------------------------------
Взяв усилитель со «средними» параметрами и лампами, с усредненным режимом перегрузки, вообразим среднестатистического гитариста, играющего 2/3 раза в неделю в клубах и немного репетирующего. В этом случае достаточно будет менять оконечные лампы через год — полгода, и в предусилителе раз в 3-5 лет. Естественно, этот срок уменьшится для многоиграющих профессионалов или людей, использующих экстремальные подходы. При этом следите за признаками износа, но, поскольку даже самая хорошая лампа обычно теряет свои качества постепенно, не будет никакого вреда менять их настолько часто, насколько позволяет вам ваш бюджет.
Источник:
http://www.musicbox.su/ (когда-то там было)))