Как и обещал, поговорил с гитарным мастером на эту тему, вот что он ответил:
Дерево постоянно "дышит". То есть под влиянием смены погоды, влажности и температуры, давления его поры находтся в постоянном "движении". Если при сборке дерево было правильно просушено, хорошо отфуговано, подобрано и склеено, все деревянные части "дышат" вместе, из них со временем удаляется недосушенная влага (полностью просушить дерево практически невозможно), и они плотнее прилегают друг к другу. Если дерево было просушено плохо, разные детали имеют разную степень просушки, да к тому же если они плохо проклеены, отсюда со временем возникают трещины на деках или корпусах электроинструментов, грифы "винтом", вылезают лады и т.д.
При этом есть такой медицинский факт, что верхние деки акустических инструментов (гитар в особенности в силу мощного натяжения струн) "умирают" через 20-30 лет службы. То есть звук тускнеет, становится невыразительным и гулким. Почему это происходит, точно не знает никто. Просто происходит как факт. "Оживить" такую гитару можно с помощью специальных мер, в их числе "вскрытие", переклейка пружин и т.д. Однако до первоначального состояния инструмента такой ремонт довести не может. И хватает его лет на 10-15. Последующие "реанимации" уже практически бесполезны. Если человек приносит ангтикварный инструмент и хочет, чтобы на нем можно было играть, то, как правило, на таких гитарах меняют верхнюю деку. (Сам видел процесс ремонта цыганской семиструнки 1843 года выпуска). Вот почему "скрипки Страдиварри" - один из самых великих мифов. По словам мастера, в мире нет ни одной оригинальной рабочей скрипки итальянского мастера. Все те, на которых играют музыканты, перелатаны по много-много раз. Так что от Страдиварри в них осталось лишь имя. Вышесказанное про "смерть" деки относится в основном, к гитарам, у которых дека из массива. В меньшей степени это относится к инструментам из музыкальной фанеры, или к archtop и им подобным, так как у них дека значительно толще, а также к цельнокорпусным электрогитрам, срок службы которых при правильном обращении и своевременном ремонте практически вечен, за исключением, естественно, механических узлов.