Отличный ликбез.
Из более раннего интервью Теда МакКарти 1992 года
http://guitarblog.ru/Интервью-1992/Как вы сперва назвали гитару, которая стала моделью Les Paul? Это была просто гитара, над которой мы работали, это был… проект. Мы всегда делали арочные топы у своих лучших гитар, и у нас были действительно крутые станки для фигурной резки. У Лео Фендера не было таких станков. И они привинтили гриф к корпусу через металлическую пластину со стороны нижней деки. Мы всегда вклеивали гриф, делая его с корпусом единым целым. Я сказал: ОК, давайте сделаем верх этой штуки выпуклым. Мы вырезали кленовый топ таким же, как мы делали на L-5 и L-7.
Чья это была идея? Я работал с другими инженерами, мы усаживались как за круглым столом, и говорили об этой гитаре: "Давайте сделаем то, давайте попробуем это…"
Сколько вас было? По-моему нас было четверо. Я, мистер Хьюис, человек, который отвечал за отдел по обработке дерева [вероятно Ларри Аллерс] и один из гитаристов из цеха окончательной сборки [вероятно Рэм Уолл]. Ну и, конечно же, Джулиус Беллсон [помощник казначея и менеджер по персоналу] и Уилбур Маркер [руководитель департамента сервисного обслуживания и менеджер по заказным инструментам]. Люди, которые работали на меня – все занимались этим. И мы, наконец, придумали гитару, которая была привлекательной. И, насколько мы поняли, у неё был тон, у неё был резонанс, и у неё также был сустейн, но не чрезмерный.
Сколько времени понадобилось, чтобы добраться до этой точки? Около года. Тони Моттола, был, вероятно, гитаристом номер один в Нью-Йорке в то время. Я отправил один экземпляр, чтобы узнать его мнение. Он был исключительно акустическим гитаристом, он не слишком много думал о каких-либо электрогитарах. Его мнение было полезно.
А почему вы выбрали именно его? Потому что я очень хорошо знал его. Он был отличным музыкантом, одним из лучших в этой стране. Так что я собирал оценку от него и от нескольких других музыкантов
Что он сказал о гитаре? Ну, она не особо заинтересовала его. Это была цельнокорпусная гитара, а он акустический музыкант. Но он сказал, что это симпатичная гитара, и она неплохо играет, и на этом всё закончилось. Эффекта бомбы не произвела, во всяком случае. Итак, у нас уже была гитара, и нам нужен был повод, чтобы начать производить её серийно. Ни одна из других крупных гитарных компаний не имела никаких дел с солидбади. Их суждение было таким, что любой, у кого есть ленточная пила, может сам сделать такую гитару, вместо того, чтобы её купить. Ленточная пила с транспортиром – всё, что вам нужно.
Гитара, которая у вас была на том этапе – именно та, что пошла в производство? Вы говорите о Les Paul? Да, именно так. Я подумал, знаете ли, в то время Лес Пол и Мэри Форд взлетели очень высоко. Они, вероятно, были вокально-инструментальной командой номер один в США. Они зарабатывали миллион долларов в год. И зная Леса и Мэри, я решил показать им эту гитару.
В то время они жили в охотничьем домике друзей в Делавэр-Уотер-Гэп, который находится в горах Пенсильвании. У Кэрол, сестры Мэри, был почти идентичный голос. Они могли выступать дуэтом с одной из них за кулисами. Они часто так делали, и это звучало, как будто Мэри поёт дуэтом сама с собой. Их басистом был Уолли Кеймин, а он был мужем Кэрол, так что они все четверо были группой. Все вместе они жили в этом домике в горах.
Вы обсуждали коммерческую сделку? Да, бизнес. Мы были готовы платить Лесу роялти за использование его имени. Это был целый день езды от Нью-Йорка. Мы попали туда поздно ночью, под проливным дождём. Это была та ещё ночка. Во всяком случае, пока мы туда добрались, мы преодолели тяжёлую дорогу и много ещё чего.
"И так, Лес, у меня есть кое-что, и я хочу, чтобы вы на это взглянули!" Он взял гитару и начал играть… Он играл одно, он играл другой… И он закричал: "Эй, Мэри!" там был наверху балкон со спальнями, ведущими на наго, и Мэри была наверху. Он закричал: "Эй, Мэри, иди сюда, я хочу, чтобы ты на это взглянула!" Мэри спустилась вниз, и он попросил: "Играй, Мэри, я хочу посмотреть на это со стороны, и услышать что ты об этом думаешь!" Она взяла гитару, сыграла, и сказала: "Мне это нравится!"
Она была хорошей гитаристкой, я так думаю. О, да. Хорошей гитаристкой, а также хорошей певицей, и очень красивой леди. Итак, Лес сказал: "Дай мне гитару", и сыграл ещё немного. Он повернулся к Мэри и сказал: "Послушай, они очень близки нам, я думаю, мы должны присоединиться к ним. Что ты думаешь?" Она повторила: "Мне это нравится!"
Что подразумевал Лес под словами "очень близки нам"? Ну, как вы знаете, Лес Пол был одним из этих творческих парней: он разработал несколько звукоснимателей, он был одним из первых в стране, кто занимался многоканальной записью. Он модернизировал свой Epiphone, внёс в его конструкцию множество изменений, установил на него несколько звукоснимателей собственной конструкции. Как я уже упоминал, я преследовал его в течение нескольких лет, пытаясь уговорить его в пользу Gibson, но безуспешно. И так, я рассказал ему наши планы, и что мы хотим назвать это моделью Les Paul.
Лес установил сплошной центральный блок на несколько своих гитар, и он рассказывает, что показывал эту гитару парням из Gibson в начале '40х годов. О да, ещё до того, как я пришёл туда. Он принёс на Gibson гитару, так называемое "бревно". Он показал его мистеру Берлину. Ничего не вышло. У него ни формы, ни внешнего вида. Никакой косметической привлекательности. Наша же гитара была красивой.
Во всяком случае, я сказал ему, что мы заплатим ему роялти. Я не адвокат, и не Фил Браунштейн ни лес не были ими. И так, мы подошли к заключению контракта. И у меня есть своя теория насчёт контрактов. Чем они проще – тем лучше. Если у вас пять страниц белиберды, которые я называю шаблонными, вы нанимаете умного юриста, и он обязательно найдёт в них лазейки. Простой же понятен любому. Так что мы начали с него. Первым делом, мы написали, сколько заплатим ему за гитару. Это устраивало его, и устраивало Фила.
Вы можете вспомнить, о какой сумме шла речь? Конечно. Но я не знаю, насколько уместно её называть.
Мне было бы очень интересно узнать. По доллару с каждой гитары. Сперва мы говорили о пятилетнем контракте. Мы договорились той же ночью. У каждого из нас была копия, написанная от руки. Лес мог передать её своему юристу, а мы нашему, и если возникнут какие-либо вопросы, мы встретимся все вместе и решим их. И знаете, в этом контракте не было ни одного слова, которое потом бы изменилось. Ни одного. Поэтому, я вернулся на фабрику, и теперь у нас была модель Les Paul.
С вашей точки зрения, вероятно, хорошо было иметь его имя на вашей гитаре, благодаря его известности. Конечно! Вот так. Я годами пытался уговорить его играть на наших гитарах [смеётся], но безуспешно. И у нас наконец-то появилось то, что ему понравилось. И так, мы начали производить эти гитары. Единственное изменение…у нас был обычный трапециевидный струнодержатель, и Лесу пришла в голову идея, вместо того, чтобы пронизывать струны через струнодержатель, оборачивать их вокруг прочного стального бриджа. Ему так нравилось больше, поэтому мы изменили конструкцию. Затем, несколько лет спустя, мы пришли от него к тому, что называют бриджем McCarty, у которого есть шпильки, чтобы двигать его, регулируя мензуру.
Использовали ли вы традиционные технологии Gibson для нового цельнокорпусного Les Paul? Да. Не забывайте, что прежде, чем производить эту гитар, мы всегда делали полуакустики. Это была наша первая цельнокорпусная гитара, так что, несомненно, некоторые традиционные для полуакустик технологии были применены в этой гитаре. Одним из них был арочный верх, но я сделал его главным образом потому что хотел реализовать в гитаре то, чего не мог сделать Лео.
Понимаете ли, мне никогда не нравился Лео [смеётся]. Никто в индустрии его не любил. Всё потому что он не хотел вступать ни в одну из ассоциаций. Он не встречался с нами. Он ни с кем из нас не имел дел. Все считали его выскочкой. Но как бизнесмен, он был очень успешен. Он получил большой куш от CBS, когда продал им своё дело. В любом случае, это сильно отличается от истории с Мэри и Лесом. Они приходили ко мне много раз. Мы стали очень хорошими друзьями. Моя жена и Мэри были очень хорошими подругами.
В конце четвёртого года нашего контракта Фил Браунштейн позвонил мне. Они всё ещё зарабатывали большие деньги. Он сказал: "Тед, давайте продлим контракт, не дожидаясь окончания пятого года". Итак, мы продлили контракт через четыре года, и он был тем же самым. Тоже контракт, только дата продлена.
На какой срок он был продлён? Ещё на пять лет. И примерно в течение следующего периода, возможно через восемь лет после того, как мы начали сотрудничество, Лес и Мэри начали разводиться. И Лес… ну вы его знаете… Это было может быть где-то после 1960 года или около того… Его не интересовали деньги, не хотел, чтобы что-то напоминало ему о разводе, и мы тоже больше не хотели продлевать контракт. Поэтому мы отказались от его имени на гитарах.
Между тем, у нас были Les Paul Custom, Les Paul Junior… У нас было около четырёх или пяти моделей. Эти инструменты, каждый из них, приносили ему роялти по одному доллару с каждого экземпляра, и мы производили их тысячи. Таким образом, мы продолжали делать те же гитары, и просто называли их SG вместо Les Paul. Мы сменили имя Les Paul на SG, что означает Solid Guitar.
Когда мы впервые выпустили Les Paul и Лес начал играть на нём, он был очень ценен для нас. Он постоянно мелькал по телевизору, он играл в Лас-Вегасе. Он и Мэри были на глазах у публики, и это было прекрасно для нас. Мы с Лесом стали близкими друзьями. Они останавливались у меня дома (когда моя дочь уезжала на учёбу в колледж), мы общались и дружили.
Конечно, я переживал за Леса, из-за этого развода. Мы как-то немного отдалились. И он действительно шёл ко дну также стремительно, как стремительно падала его популярность. Думаю, это было худшее, что когда-либо с ним случалось в его жизни. Мэри была воплощением соседской девушки. У неё не было оперного голоса, и ли чего-то в этом роде, но у неё был очень приятный голосок, и она была очень привлекательной женщиной и очень хорошим человеком. И конечно, у них было много золотых пластинок. Они выпускали новую песню, и она сразу же становилась хитом.
Так или иначе, когда мы впервые представили Les Paul на выставке, Фред Гретч, мой близкий друг, подошёл ко мне и спросил: "Как вы могли пойти на это? Почему и зачем ты сделал это для Gibson?" Мы были хорошими друзьями, и я ответил: "Фред, кто-то должен остановить этого парня, Фендера, он просто пытается захватить рынок". Он сказал: "Тед, любой, у кого есть ленточная пила с транспортиром, может сделать цельнокорпусную гитару. Но чтобы Gibson… Я просто не могу поверить в это!" Знаете, никто из них годами не решался выпустить цельнокорпусную.
Некоторое время нет. Годами!
Оборачиваемый бридж был единственным вкладом Леса Пола в конструкцию гитары? Да. Только он.
Он рассказывал, что разработал гораздо больше, чем это. Что именно. Что он придумал, как он утверждает?
В одном из интервью он утверждает, что разработал всё, кроме арочного топа. [смеётся] Ну, вообще-то, я вам подробно рассказал, как это было с Les Paul. Мы потратили год на разработку этой гитары, и он никогда её не видел, пока я не взял её в Пенсильванию.
Так почему же он так утверждает? Я не знаю. Но что там уникального в конструкции, помимо арочного верха и формы?
Я предполагаю, что комбинация клёна и красного дерева, важна для конструкции. Сэндвич? Он никогда не видел этого. Я уверен, что он и не подозревал этого много лет.
Как насчёт покрытия голдтоп? Мы сделали его, потому что золотистое покрытие скрывала дефекты древесины, придавая гитаре косметически привлекательный вид. Теперь [разговор идёт в 1992и] они делают гитары из клёна с… как они это называют? Стёганый клён, да. Если это был клён, то он должен быть как у скрипки, должен быть идеальным, не иметь никаких разводов и прожилок.
Мы обычно покрывали его той золотистой краской. Затем мы выпустили Custom, покрасили его в чёрный цвет. Таким образом, пока покрытие было непрозрачным, никакие разводы или прожилки не имели никакого значения. Всё было чёрным.
Почему вы выпустили Les Paul Custom? Мы просто решили выпустить ещё одну гитару. Понимаете, у разных музыкантов разный вкус и тому подобное. У Chevrolet целая куча моделей, у Ford целая куча моделей… кроме того, для этого были веские причины. У нас было всё больше и больше проблем с поставками действительно хорошего красного дерева из Гондураса. Всё больше мы получали красное дерево с прожилками и всё такое.
Так что Les Paul Custom был цельным, он не был бутербродом. Он был целиком из красного дерева, но покрашенного в чёрный цвет. Таким образом, можно было скрыть все эти прожилки и сделать из него Custom. Мы добавили ей окантовку и другие вещи и продавали по более высокой цене.
Так зачем переходить целиком именно на красное дерево? Для звука? Нам нравилось красное дерево. Это отличная древесина для обработки. Мы использовали его для грифов наших бюджетных полуакустик вместо клёна с палисандровой вставкой. Но я никогда не позволял себе влюбляться в то, что разработал я сам или другие люди. Как диктовал рынок, так мы и делали. И качество. Качество прежде всего. Я не одобрил бы то, что было бы недостаточно хорошим.