1.1 Jackson ProfessionalДанная серия производилась с 1990 по 1995 по официальным источникам. Слово "Professional", однако, можно было встретить на бошках экспортных джексонов еще несколько последующих лет, но с 96 года включительно это уже другая история, о чем я расскажу в пункте про PRO. Так вот, у профешналов были гитары разного класса - начиная от бюджетных палок с дешевой фурнитурой/датчиками и заканчивая полными копиями американских джексонов с топовым обвесом. Не стоит грести все эти гитары под одну гребенку только из-за шильдика серии, и если вы где-то прочитали (не будем тыкать пальцем в ресурс), что Professional есть крутейшая и лучшая серия японских джексонов, и вам при этом впаривают за бешеные бабки какой-нибудь Dinky Reverse - плюньте в рожу, подобных гитар миллион в любой из последующих серий.
Линейки внутри серии Professional (примерно) от низших к высшим: EX, Std, XL, Pro (последние являли собой полные копии американских джексонов). Также были гитары, которые не маркировались четко этими линейками, например Dinky Reverse, Fusion HH и так далее, но диагноз их иерархическому положению все равно можно поставить, пользуясь сведениями о железе/датчиках/материале накладки/окантовке. Вид головы грифа абсолютно всех Professional: крупный логотип Jackson, название серии сразу за ним и маркировка модели на крышке анкера (90 и 91 годы данная маркировка отсутствовала и бошка была длинной - опять же, как у американцев).
Бошки дешевых Professional после 1991 (модели на крышке анкера):
Бошка топового Professional 90-91 годов (судя по цвету, Rhoads Pro) с перламутровым лого:
1.2 Jackson ConceptСерия производилась одновременно с Professional, которая к тому времени как раз отдавала концы - в 93-95 году. Замечу, что вообще по каталогу они все должны быть 94 года, но встречались экземпляры, выходящие за этот период. Все эти гитары довольно низкого класса относительно высших Professional и Grover Jackson тех лет (однако это не значит что они плохие) - дешевое железо, дешевые датчики, никаких сквозных грифов, кантов и перламутров. Моделей было мало, полный каталог можно найти на официальном сайте, да и много где. Вид головы "концептов" полностью идентичен дешевым профешналам, за исключением названия серии:
1.3 Jackson PerformerПерформер пришел на смену Концепту и производился в Японии только один год, переехав впоследствии в Корею (о корейских гитарах инфы мало; как отличить их от японцев, можно почитать в
FAQ товарища b-o-d на мьюзикфорумс.ру, там же можно найти примеры бошек этой серии). Характеристики такие же, как у "концепта" - бюджетные гитары с дешевыми комплектующими, стоящие иерархически на уровне низших профешналов, разве что на некоторых моделях добавился огненнокленовый шпон на деке. Вид головы такой же, но крышки анкера на японцах попадаются пустые.
В каталогах этой серии есть курьезный момент - вместо PS-4 в них изображен аналогично выглядящий концепт JDR-94 без названия серии на клюве. Увидеть это можно в 97 и 98 году.
1.4 Jackson PRO SeriesСамая хитровылюбленная серия японских джексонов, которую любят путать с Professional - первые пару лет существования, 96-97 годы, слово профешнал еще писалось на голове грифа в силу неясных причин. Просуществовала, наверное, с 96 по закрытие японской фабрики в 2012. Бытует мнение, что гитары этой серии якобы претерпели ухудшение качества относительно профешналов, но однозначно этого заявить нельзя - с уверенностью можно сказать лишь то, что пропали модели верхних сегментов (исчезли сквозногрифовые гитары с эбони и перламутром на накладке). При этом новые модели типа DK2 являлись зачастую полной копией старых типа Dinky XL, поэтому причин делать такие громкие и безапелляционные заявления я не вижу. Серия в целом состояла из гитар дешевого и среднего класса, однако в середине 2000-х пополнила свой арсенал дорогими моделями навроде SLS3, встающими на уровень топовых гитар профешнал-серии. Признаки дорогих моделей остались теми же, что и раньше - сквозной гриф, эбони и кант (перламутр был крайне редким исключением).
Голова грифа первые два года имела слово Professional и выглядела вот так (модели dx1 и dx2 соответственно):
Впоследствии какие-либо идентификаторы серии и модели исчезли вообще, остался только логотип (модели DK2, DK2m, SL3 и SLS3 соответственно):
1.5 Jackson X/JS SeriesНа самом деле это, наверное, две разных серии, но я объединил их в один пункт по причине их дешманскости и неинтересности в целом. Эти гитары сделаны из самых дешевых материалов с самыми дешевыми комплектующими и датчиками - JS наиболее дешевая, Х поприличнее. "Иксы" характеризовались хромовой фурнитурой и в целом ничем от дешевых моделей "ПРО" не отличаются (например, у RX10D и про-сериевского RR3 с завода стоят одинаковые грифы и навеска, отличается только материал деки). Производились обе серии довольно мало, JS впоследствии переехал в индию, дав начало индийским джексонам как классу (отличить старые японский JS от индийского сложно, однако можно по серийнику, ибо формат индийских в то время был длиннее). Бошки выглядят стандартно - голое белое лого на черной клюшке, ничего интересного. Модели имеют соответствующий индекс в названии - например DX10D, JS30.
1.6 Jackson MG SeriesВозникла, если память мне не изменяет, в первой половине нулевых. В целом гитары ровня серии PRO, только с датчиками EMG (до середины 2000-х ставили пассивные EMG-HZ, в дальнейшем начали заряжать палки нормальными злыми ежами). Никаких линеек вутри МГ не предусмотрено, тем не менее градация моделей есть. Дешевый сегмент представлен болчеными гитарами: DXMG(T)/DKMG(T)/WRMG и иже с ними; дорогой - SLSMG, RR24, в общем, сквозняками с окантованной чернухой, но без перламутра. Головы грифа простые, как у всех гитар того времени, и содержат только лого бренда, в некоторых случаях цветное, как например у РР24.
Образцы бошек серии (модели DXMGT, DKMG, SLSMG, RR24, RR24 Limited соответственно):
1.7 Jackson Artist Signature SeriesНаверное самый пафосный сегмент поздних японских джексонов - поскольку эти гитары зачастую реально гоняли в турах артисты, для которых их производили (Кевин Бонд, Мэтт Такк, Марк Мортон и т.д.). Топовая навеска, топовые материалы, как правило хорошее качество сборки. Фердипердоза с перламутром в большинстве случаев все равно нет, но гитары по ценнику приближались к USA-собратьям, что говорит само за себя. Самая дешевая модель, наверное, COW6/COW7 - из-за ее болчености, в остальном все дорого и хорошо. Бошки, как правило, характеризовались крышкой анкера с подписью артиста (либо подпись сзади пера, либо и то, и другое).
Образец голов серии (модели Kevin Bond Rhoads, Mark Morton Dominion соответственно):
1.8 Jackson EliteСерия была выпущена под занавес японских джексонов - если мне не изменяет память, такие гитары делались только в 2011 году. Характеризовались необычными для джексона расцветками, наличием то ли бустера, то ли преампа (короче, какого-то активного контура при пассивных сеймурах), высоким классом спецификаций и комплектухи. Перламутра, впрочем, все равно не было. Таких гитар довольно мало, как и информации о них. Инлеи и лого (последнее встречалось и краской) были выполнены из т.н. алюмилоида - серовато-металлического оттенка пластика, на крышке анкера присутствовала надпись Elite. Остерегаться стоит следующего момента - на просторах интернета встречались элиты, сделанные в Индонезии примерно в тот же период, уже в 2012 году. к сожалению, о формате их серийника информации у меня нет, но гитары наверное еще реже, чем японцы той же серии - видел всего один такой KV.
Примеры бошек (модели Soloist и RR соответственно):
1.9 Jackson MJ SeriesОкей, на дворе 2021 и ВНЭЗАПНО снова японские джексоны ин да хаус. На этот раз не чушин гакки - судя по всему, сделаны они на японской фабрике Fender. Никакой инфы пока нет, и неясно, когда в РФ она появится ввиду стоимости этих новых японцев - однако серия включает в себя 7 моделей: один РР, четыре динкача, один солоист и подписнуха Миши Мансура. Все традиционно, но менее пафосно, чем профешнал про и стандартных высший сегмент - перламутров нема. Алсо, окантовочки грифа стали белыми, как на всяких там китайцах, в отличии от каноничных ivory ака слоновий кост. Такие дела - тоска по Чушкиным гитарам все равно в силе.