Не первый раз меня просят рассказать о грифах без лака и как с ними жить. Устав отписываться в личные, я решил максимально подробно описать процесс здесь, где, возможно, этой статье не самое место. Ну да ладно.
Если вы решились улучшить или испортить гитару ( зависит от кривизны заточки конечностей) сначала снимите старый лак наждачками, постепенно уменьшая зерно. От тщательности подготовки будет зависеть результат. На этом вам играть.
Если вы уже купили гитару с таким грифом его надо (возможно) очистить.
Если инструмент придет замызганный, без груза чистим водой с мылом и зубной щеткой. Топить не надо, влажной щеткой потереть мыло, потом шарашим гриф,взбивая пену. Удаляем пену бумажными салфетками. Гриф станет чистым и влажным. Не боимся незначительной влаги, он изначально глубоко промаслен и геометрия не изменится. Через день он высохнет и волокна на нем вздуются. Не ссым!
С этого момента работа с необработанным грифом и уже обработанным не отличается.
Обрабатываем кистью льняным или тунговым маслом. В оригинале используют Gunstock oil - смесь для обработки прикладов огнестрельного оружия. Делается на основе тунгового масла. Приобрести можно в Минске в охотничем магазине. Дорого. Сильно окрашивает дерево, но в плане защиты - лучшее. Не имея готовой смеси - можно использовать столярный масловоск на основе льняного масла. Я использую льняное очищенное масло для художественных работ. Лимонное не подходит для пропитки, только для последующего ухода, так как не полимеризуется. Льняное и тунговое - да. Тунговое полностью полимеризируется через неделю-полторы, льняное через пару месяцев.
После нанесения масла, через минут двадцать, вытираем бумажными салфетками. Волокна вздуваются.
Берем кусок пробки (из пробкового дереваили бутылки вина) и втираем волокна обратно. помогает , но не сильно. Последовательнообрабатываем нажначками 800,1000, 1500, 2000. Поверхность офигенно бархатистая, но при игре будет опять вздуваться.
Берем воск или парафин и разорреваем в водяной бане, (не на открытом огне - будет пожар) и наносим кистью, которую потом выкинем или используем снова для парафина. Получается коряво.
Феном с высокой температурой обрабатываем гриф. Излишки стекают, тут же вытираем бумажными салфетками. Не задерживаемся долго на одном месте - температура для грифа опаснее влаги. Горячий воск надежно заполняет поры. Волокна опять поднимутся - но мы уже знаем, что делать. После последних размеров наждачки(800-м можно не пользоваться), полируем войлоком или фетром или грубым сукном.
Все готово.
В случее использования готовых смесей (масловоск, gunstock oil? danish oil) достаточно просто загладить волокна. Описываемые сложные пляски с воском нужны только для чистых масел.
В дальнейшем по мере загрязнения чистим лимонным маслом Dunlop или Planet Waves. Раз в один-два месяца.
Обработав разными способами несколько грифом, лучший результат , на мой взгляд, дал сложный раздельный способ с льняным маслом.
Все грифы благополучно пережили процедуру, и не пострадали никак.
Я не уверяю, что это правильная или лучшая технология, но все ее этапы были предварительно обдуманы и проверены на живых гитарах.
Удачи!