ИСТОРИЯ КОМПАНИИ KRAMER
Kramer. Легенда 80-х: Часть 1.
От алюминиевого грифа до Floyd Rose
Если Вы посвятили свою жизнь Тяжёлому року, то у Вас должна быть гитара, созданная для того, чтобы играть настоящий рок! Гитары Kramer разработаны специально для этого. Дизайн корпусов, профиль грифа, звукосниматели, электроника и фурнитура созданы для исполнения рок-музыки. Некоторые компании, производящие гитары, пытаются создать инструменты, универсальные для всех музыкальных стилей (кантри, рок и др.) – но это невозможно! Пусть Kramer делает только один тип гитар, но делает его действительно хорошо.
Гениальный молодой человек по имени Дэннис Берарди (Dennis Berardi), занимавшийся игрой на ударных инструментах, владел музыкальным магазином. У него уже был довольно богатый опыт продаж гитар Travis Bean, когда его заинтересовала возможность использования алюминия для производства гитар.
Гэри Крамер (Gary Kramer) работал с гитарами Travis Bean в качестве торгового представителя в регионе Дэнниса и после многочисленных переговоров, смог продать много идей и различных усовершенствований для гитар Travis Bean. Дэннис уговорил Гэри оставить Travis Bean, так как был одержим идеей создания своих высококачественных инструментов. Эти гитары должны были иметь многие характеристики гитар Travis Bean, особенно алюминиевый гриф, но основная идея состояла в том, чтобы производить более доступную гитару, которая при этом будет иметь традиционное звучание.
Гэри ушел из Travis Bean Guitars в октябре 1975 и создал совместное предприятие с Дэннисом Берарди. В начала 1976 года Питер Лапласа (Peter Laplaca) присоединился к Крамеру и Берарди. Лапласа был бывшим вице-президентом Norlin - компании, владевшей контрольным пакетом акций Gibson. С финансовой поддержкой этих двух инвесторов и крупного подрядчика-бизнесмена, Генри Ваккаро Ст. (Henry Vaccaro Sr.), фирма Kramer Guitars стала компанией-производителем гитар с названием BKL International Distributing, Ltd и расположилась в Нью Джерси.
Однако Генри Ваккаро хотел остаться некоторым образом в стороне от дела.
Авторами первых разработок дизайна стали Крамер, Берарди и Фил Петилло (Phil Petillo). Компания была организована в июне 1976г., а первые гитары покинули стены фабрики и попали в руки владельцев уже в ноябре этого года.
Несмотря на первоначальные планы и ожидания этого союза, Гари Крамер покинул компанию через год после ее открытия. По слухам, он ушел из компании из-за разногласий по поводу методов управления, а Дэннис Берарди и Питер Лапласа продолжили работать под именем Kramer.
Для изготовления этих первых гитар использовался орех, в сочетании с клёном и гавайским деревом коа, а также древесина таких тропических деревьев, как шедуа, бубинга, афрормозия, и светения.
Гитары и бас-гитары очень напоминали Travis Beans, но серьезно отличались от базовой модели конструкцией грифа и корпуса. Гриф изготавливался из алюминия и был в прямом смысле привинченным, а дизайн головки походил камертон. Заднюю часть T-образного алюминиевого каркаса грифа украшали деревянные вставки, в то время как корпуса представляли собой сплошную деревянную конструкцию, однако корпус не оснащался алюминиевым каркасом модели Bean, который объединял звукосниматели и бридж с грифом в единое целое.
Грифы также характеризовались наличием нулевого лада, что избавляло от проблем неточности строя в открытой позиции. Деревянные вставки на задней стороне грифа должны были снизить общий вес гитары, придавая ей улучшенный баланс и традиционное звучание гитары с деревянным грифом. Накладка грифа также представляла интерес, так как он была изготовлена не из дерева, а из запатентованного материала «эбонол», который используется для изготовления шаров для боулинга. Этот материал предотвращал возникновение трещин, деформаций древесины и других проблем, связанных со стандартными грифами из дерева. Одними из первых на рынок поступили модели 350G, 350B (G=гитара, B=бас), 450G и 450B. Эти инструменты имели симметричную форму корпуса, и были покрыты прозрачными лаками, сквозь которые была видна фактура дерева. Модели 350 оснащались двумя однокатушечными звукоснимателями, а 450-е гитары были оборудованы хамбакерами.
Звукосниматели Kramer монтировались сквозь корпус с нижней деки гитары и выделялись хромированным покрытием с выгравированным лого "Kramer". Гитары продавались с кейсами светло- и темно-коричневого цвета в розницу по цене $425-$595.
Гитары Kramer, которые поступили в продажу в 1977, практически не отличались от модельного ряда 1976 года, но в 1978 году к уже существующим моделям 350 и 450 было добавлено несколько новых моделей - 250G, 250B, 650G и 650B и новая линейка гитар под названием "DMZ Series". В этом году модель 350 не претерпела практически никаких изменений, а модель 450 стала выпускаться с многослойным корпусом из ореха и клёна, тогда как ранее в ней использовалась древесина одного дерева. Новая модель 250 имела корпус из клёна, а 2 однокатушечных звукоснимателя "Kramer" располагались на черной стратообразной панели на верхней деке, что позволило снизить цену на эту гитару. Корпус новой модели "Artist" 650 был выполнен из клёна “птичий глаз” шпонированного орехом. С такого необычного сочетания пород дерева начинались отличия этой гитары от 450-ой модели. Для 650-й модели были также характерны перламутровые маркеры накладки грифа, выполненные в форме короны. Все эти модели выпускались с хамбакерами или однокатушечными звукоснимателями с хромированным покрытием и выгравированным на них логотипом "Kramer".
Появление на рынке гитар Kramer серии DMZ стало значительным событием в мире музыки, которое ознаменовало собой возникновение тенденции к более “тяжёлому” звучанию и более тяжелой музыке, как, например, хэви-металл. Об этих моделях говорили как о новом поколении гитар. Они оснащались двумя мощными хамбакерами DiMarzio Super Distortion или Dual Sound или панелью с тремя однокатушечными звукоснимателями DiMarzio SDS1, а вырезы в корпусе были смещены относительно оси симметрии. В серию DMZ входили электрогитары DMZ1000, 2000 и 3000, а также басы - DMZ4000, 4001 и 5000.
К середине 1979 года модели 250 и 350 были уже сняты с производства. Тогда же начался выпуск новых моделей DMZ6000G и DMZ6000B, внешне корпуса этих гитар напоминали 650-ю модель. Они оснащались активной элетроникой, отвечавшей всем требованиям гитаристов того времени. Корпуса имели двойной вырез на обечайке под бриджем. В этом году все гитары серии DMZ выпускались с верхним порожком, состоявшим из 12 вертикальных роликов, между которыми были протянуты струны. Такая конструкция предотвращала залипание струн и проблемы с расстройкой инструмента. Кейсы для гитар имели традиционное покрытие рыжеватого или коричневого цвета и серебряный логотип в виде алюминиевого грифа (камертона), либо вообще не имели логотипа (например, кейсы, выпускавшиеся в 1978-1982 гг.).
В 1980 году дизайн гитар Kramer серии DMZ оставался прежним, включая модели серии 6000 и 450, а модели 650 были полностью сняты с производства.
В 1980 году появились две новые серии гитар и одна именная модель. Первая серия гитар с корпусом необычной формы носила название XL Series, её для Kramer изготавливал Берни Рико (Bernie Rico из B.C.Rich Guitars). Гитары этой серии отличались увеличенными вырезами в верхней части гитары, левая сторона нижней части, где расположен бридж, была приподнята вверх, а правая напоминала по форме плавник акулы. Бас-гитары этой серии также предлагались в 8-струнной версии, головка грифа которой имела отверстие для протягивания струн. Кроме того, эта версия оснащалась еще одним набором колков для октавных струн, расположенным в нижней части корпуса за бриджем.
В этом же году на свет появилась другая серия - XK Series. Гитары и бас-гитары XKG10 и XKB-10 имели клиновидную (треугольную) форму. Две другие модели серии XK - XKG-20 и XKB-20 имели более традиционную симметричную форму корпуса, как например, у Hamer Studio, Washburn Wings, Ibanez Artist, Gibson Les Paul DC и многих других гитар.
В 1980 году была представлена именная модель Джина Симмонса (Gene Simmons) – Axe. Название говорит само за себя! Бас-гитара внешне напоминали топор, при этом корпус символизировал лезвие, а гриф – ручку топора. Эту именую модель можно было приобрести лишь в 1980 году (Вы могли видеть её в концертном туре Kiss в поддержку альбома “Dynasty”).
1981 был годом значительных перемен для Kramer. Многие серии гитар, например, XL и XK, появились ненадолго и вскоре были сняты с производства, но вместо них на рынок была представлена серия Duke.
Duke – маленькая гитара, напоминающая Steinberger, с алюминиевым грифом без головки. Колки на этой гитаре были расположены в нижней части корпуса за бриджем, как и на 8-струнной бас-гитаре XL. Гитары оснащались двумя хамбакерами, басы - одним синглом Precision. Некоторые из этих моделей поставлялись с небольшой полоской резины на нижней части обечайки, предотвращающей скольжение инструмента с бедра исполнителя (в основном эта деталь использовалась позднее на моделях Duke ‘83-84гг.) Еще одна новая серия гитар с алюминиевыми грифами Vanguard имела традиционную форму гитар и басов Flyin’ V (т.е. - Gibson).
Из модельного ряда прошлых лет остались лишь гитары и басы с формой корпуса аналогичной DMZ-6000 с двумя вырезами в нижней части за бриджем. Эта серия получила имя Stagemaster. В этом же году были разработаны первые гитары с деревянными грифами.
Головка грифа представляла собой копию дизайна знаменитой Fender Stratocaster 40-летней давности. Однако количество таких гитар было небольшим из-за угрозы судебного иска от компании CBS, владеющей Fender в начале/середине 1982 года за нарушение авторских прав. Каталог продукции 1982 года, напечатанный в июне того же года, содержал примеры как головки - копии Stratocaster, так и новой, собственной головки грифа.
Модифицированные головки грифа представляли собой аналогичные Fender Stratocaster, но не имели большого шарикового наконечника (подобный дизайн можно встретить на современных гитарах Fernandes).
Первыми гитарами с деревянным грифом стали инструменты серий Pacer и Voyager. Корпус гитары серии Pacer имел форму Strat, но звукосниматели монтировались сквозь корпус с нижней деки, что не требовало использования панели. Модель предлагалась только в конфигурации два хамбакера: либо со стандартным тремоло типа Strat, либо тремоло ESP Flicker. Корпус модели Voyager по форме напоминал звезду. Гитара была оборудована одним или двумя хамбакерами. Также было представлено две модели басов с деревянными грифами – серии Pioneer.
Гитары комплектовались грифом из цельного клёна, с ореховой вставкой “Skunky Strype”, закрывающей анкер. Единственная модель, гриф, которой имел палисандровую накладку, - Carrera. Её корпус, гриф и вся фурнитура были окрашены в чёрный цвет. Поскольку изготовление грифов из дерева требовало меньших финансовых затрат, а в музыке в то время наблюдался настоящий бум на хэви мэтал и хард рок, компания решила прекратить выпуск моделей с алюминиевыми грифами.
В 1982 году Kramer представил несколько оригинальных моделей с алюминиевыми грифами, которые просуществовали лишь один год - Voyager bass (в форме звезды) и гитару Challenger с зеркально отражённым корпусом Voyager, оснащенную тремоло Rockinger.
Уровень продаж гитар с алюминиевыми грифами продолжал падать и в конце 1984 года их выпуск был прекращён. Компания Kramer сконцентрировала внимание на увеличении продаж моделей с деревянными грифами.
В 1982 году серия Pacer имела корпус формы Stratocaster. Конфигурации звукоснимателей были различны - от одного хамбакера (возле бриджа) или двух хамбакеров до трех синглов, но монтировались звукосниматели теперь на верхнюю деку. В дизайн гитар серии Voyager не были внесены какие-либо изменения, а гитары Vanguard теперь отличались грифом из дерева. Все инструменты с деревянными грифами выпускались либо со стандартным тремоло типа Fender, тремоло ESP Flicker, либо с новым тремоло Rockinger с микроподстройкой и замком на грифе. Они появились в продаже в начале 1982 года (возможно, в самом конце 1981).
Сотрудничество Эдди Ван Халена (Eddie Van Halen) с Kramer началось либо в конце 1981 года, либо в самом начале 1982. Эдди появился на нескольких постерах и фотографиях в журналах с первыми гитарами, оснащенными деревянными грифами и тремоло Rockinger.
В июне 1982 года тремоло Rockinger присутствовало в каталоге Kramer уже под именем “The Eddie Van Halen Tremolo”. Это были первые системы тремоло, оборудованные замком на грифе и микроподстройкой. Замок на грифе был расположен за латунным верхним порожком и оснащался отдельным набором зажимов для каждой струны, за исключением более поздних версий, в которых первые две струны имели общий зажим. Возможно, это было сделано для предотвращения разрыва тонких струн зажимом.
Тремоло Rockinger не требовало, обрезания шарика струны. Само тремоло было выполнено из латуни с тонким слоем покрытия, которое довольно быстро стиралось.
Примерно с 1981 года Kramer начал сотрудничать с молодым гитаристом и инженером Флойдом Роузом (Floyd Rose) по вопросу разработки своего собственного тремоло. На самом деле Флойд работал над этой конструкцией уже в течение многих лет, но только в этот период на него обратил внимание Kramer. Kramer осознавали, что у этого нового Double-Locking тремоло большое будущее, а с июня 1982 года, когда Эдди Ван Хален стал использовать Floyd Rose, компания отдала предпочтение этому принципиально новому тремоло. Тремоло Floyd Rose представляет собой полностью “плавающее” тремоло, опирающееся на два больших болта на верхней деке гитары, обеспечивающее натяжение и ослабление струны. Floyd Rose славится тем, что предотвращает расстройку инструмента, даже в наиболее экстремальных условиях. Тремоло Floyd Rose требует обрезки шариков на струнах, которые держатся в сёдлах шестью зажимами. Устройство отличается удобной микроподстройкой, так как она размещена в верхней части, прямо за тем местом, где обычно рука гитариста лежит на тремоло для создания эффекта пиццикато. До сих пор Floyd Rose остаётся самой передовой системой тремоло.
В популярной рекламе гитар Kramer конца 1982 года Эдди запечатлен в полосатой рубашке с одной из своих знаменитых красных гитар Frankenstrat в черно-белую полоску. Среди трёх гитар Pacer. Фиолетовая гитара Pacer изображена с тремоло Strat-style, в центре модель Carrera с черным тремоло Rockinger, а справа - модель Pacer с одним хамбакером и тремоло Strat-style. Интересно отметить, что полосатая гитара Эдди оснащалась прототипом Floyd Rose и прототипом головки в стиле Gibson Explorer (которая вскоре появится на другой версии гитары Baretta 1984 года), но без наклона. Ходили слухи, что переход на Floyd Rose произошел под влиянием результатов собрания компании, на котором присутствовал Эдди Ван Хален. Эдди внес несколько предложений инженерам Rockinger, касавшихся улучшения их продукции, однако они очень грубо отреагировали на эти предложения. Эдди отвёл в сторону Дэнниса Берарди и высказал ему свое недовольство работой технических специалистов Rockinger. Ван Хален подчеркнул, что не хочет иметь дело с такими тупыми людьми.
В 1983 году в компании произошел ряд перемен. Появилась новая гитара типа Super Strat, модель Pacer Deluxe – вместо сингла в бриджевой позиции эта модель оснащалась хамбакером (версии, выпущенные после середины 1984, отличались отсечкой катушки на этом звукоснимателе). Другим дополнением к модельному ряду стала новая именная гитара Floyd Rose с корпусом симметричной формы и большим вырезом в нижней части корпуса позади бриджа, который создает образ двух плавников акулы, направленных друг к другу. Большая часть этих гитар выпускалась с тремоло Floyd Rose, но тремоло Flicker, поставляемое ESP, все еще иногда использовалось на некоторых моделях.