Краткий обзор Ernie Ball MusicMan JP BFR 6Пролог: В продаже появились фальшивые ёлочные игрушки. Они такие же, как настоящие, только не радуют…
Думаю, никто не будет спорить, что самыми «культовыми» и интересными подписными моделями для публики были и остаются Fender Yngwie Malmsteen Виктора Зинчука, Ibanez JEM Стива Вая и, собственно, различные вариации MusicMan JP собственно Джона Петруччи.
Для лучшего усвоения материала вся лирика, не относящаяся непосредственно к инструменту, скрыта в спойлере.
С фендером я уже постарался Вас познакомить (надеюсь, было интересно).
Я очень долгое время хотел себе достать Ibanez JEM FP77 80-х годов, даже нарвался на ebay-мошенников лет с 8 назад, потому как одно время эта гитара именно в цветочной расцветке была очень востребована у эстетствующих диванщ…гитаристов. Но спустя определённое время я к ней охладел, ровно как не испытываю никаких эмоций к гитарам указанного брэнда.
Стив неоднократно говорил, что его джемы – самая навороченная и дорогая серийная подписная модель. Что же, мне кажется, что джем уже давно сместила с первого места подписная модель Джона Петруччи, о которой я и поведу сейчас моё повествование.
Итак, судя по всему, на этой гитаре закончился мой роман с подписными моделями. Некоторые весьма закрученные сюжетные линии кинофильмов иногда показывают последний кадр: главный герой летит вниз с высоты и вместо более жизненного «АААААА!!! МЫ ВСЕ УМРЁЁЁМ!!!» толкает мудрые мысли. Ну или какой-то похожий адов коллапс, о происхождении которого мы узнаем часа эдак через полтора. Я постараюсь закончить быстрее.
Серия BFR интересовала меня своей необычностью и широтой предлагаемых возможностей. Это и дека из ольхи вместо липы на обычных JP, и красивый топ из волнистого клёна…В Fender YJM Stratocaster мне не хватало именно функционала и разнообразия звучания, хотя звучал он здорово. Поэтому я всё-таки решился на обмен.
Собственно спеки EBMM JP BFR 6 известны всем давно: дерево корпуса: ольха с волнистым клёном, Custom John Petrucci Music Man® плавающее тремоло с пьезодатчиком, махагоновый гриф и палисандровой накладкой (в новой модели JP12 доступен гриф с накладкой из эбони) на пяти болтах, DiMarzio LiquiFire в неке и DiMarzio Crunch Lab в бридже (сет, который считается одним из самых удачных, но мне, к примеру, больше по духу air norton вместо ликвифайр, да и датчики BKP в целом).
Может глупо, но «точкой кипения» послужил очередной просмотр концерта Дрим Театра в Будокане, и, конечно, блестящее исполнение Hollow Years. (Лирическое отступление: Всё-таки Mystic Dream – одна из самых красивых расцветок, которая мне встречалась).
Конечно, по традиции, процесс отличался захватывающим экшеном, спонсором которого послужила всеми нами любимая почта России. По желанию продавца обмен происходил EMS-почтой России. Ну что, злопыхатели, готовы поглумиться над драмой советского человека? Прихожу я, значит, заранее на наш главпочтамт (увы, в других отделениях не было бланков EMS), дабы уточнить все тонкости отправки, чтобы сто раз к ним не кататься. Конечно, мне сказали, что упаковка будет нестандартная, что у них нет обёрточного целлофана с аэродинамическими пупырышками, но я могу привозить гитару в кейсе, коробку сделают из картона. Я на радостях закупился целлофаном, как следует обернул моего красавца-«мустанга» YJM (поручик, молчать!), и припёрся на почту. Там милая девушка начала рушить мою веру в разумность человеческой расы, сказав, что в такой упаковке гитару не примут, так как упаковки НЕТ! Мои призывы к логике и смыслу разбивались о холод непроницаемых глаз начальницы отделения, которая сказала, что без упаковки давай досвидания, делай мешок и привози свою посылку обратно.
Окай, мешок так мешок. Получив инструкции, что шов должен быть внутри, а ткань белой я приступил к ускоренному курсу макраме и вышивки. С помощью швейной машинки, хорошей знакомой и мата шедевр текстильной мануфактуры был готов, и я зашёл на второй штурм неприступной брони в виде низкого IQ работников главпочтамта нашего чумотарского городка.
Обычно первая серия разных дилогий и трилогий бывает самой интересной, но в моём случае кассовые сборы переплюнули самые смелые ожидания. Торжественно вручив посылку в мешке начальнику отделения, я получил от неё замечательную репризу лицом в стиле великого мима Леонида Енгибарова на тему «Ну вы, клиенты, ваще тупые». Потом последовал монолог, не уступающий гамлетовскому Быть иль не быть: «А у вашего мешка хвостик МЕНЬШЕ 30 САНТИМЕТРОВ! Я так посылку не приму!». Как известно, мужчины указания на недостаточную длину чего-либо воспринимают весьма болезненно, вот и я не стал исключением. Подробности своего общения и требования показать мне ГОСТы упаковки я опущу, скажу лишь, что в результате почта получила от меня жалобу, а я от почты – свою посылку.
В лучших традициях боевиков продавец дал мне ещё сутки на то, чтобы исправить ситуацию, или БФР, который шёл ко мне, ждал бы возврат к отправителю. Но все фильмы заканчиваются хэппи ендом, поэтому фендер двинулся на Амур, а по Волге встречным курсом дрейфовал мьюзикмен.
И вот, БФР уже ехал ко мне, а я побренькивал песни Петруччи на Карвине, смотрел ролики с пьезой и воображал, какой же звук будет на перегрузе. Определённое мнение уже сформировалось по демкам и по игре на KxK SII-7, где сет был схожий, а звук на дисте мне ОЧЕНЬ нравился: злой на ритме, певучий на соло…Да что там, о KxK я тоже немного написал (уже представляю рой критиков с их «да когда же он уже напишется!»).
В общем, перспективы рисовались самые радужные, но как это бывает, ожидания далеко не всегда оправдываются, а реальность быстро прекращает наш полёт в облаках и опрокидывает на землю (здесь звучит музыка из роликов про Макса Пейна).
Итак, время шло, земля приближалась, а инфантильные мысли о победе добра над силами зла доживали последние дни…
Сначала расскажу о железе. Колки – без нареканий. Локовые, перламутровые, струны держат железно. Пластиковый порожек удивил. Всё-таки покупая гитару такого класса ждёшь что-нибудь из кости или хотя бы бронзы. У гитары два трёхпозиционных переключателя: в районе верхнего рога – пьезо, внизу – привычный трёхпозиционник. Ручки управления звуком (обычные звукосниматели и пьезо) и общий тон. 2 входа: стерео для пассивных звукоснимателей и моно, но с пьезой.
Отдельная песня – это тремоло. Машинка мне ОЧЕНЬ пришлась по нраву. Фактически обладая функциональностью флойд роуза (естественно, с несколько меньшим диапазоном), бридж держит строй, как какое-нибудь винтажное шестиболтовое тремоло. Залоченное. Да-да, без шуток, строй никуда не плывёт, никаких шаманских плясок с бубном при смене струн, в общем, сказка и мечта поэта. Рычаг не вворачивается, а просто вставляется, что позволяет устанавливать его в том положении, которое вам удобно простым движением кисти.
Гриф лакированный и покрашен, поверхность как его, так и гитары в целом весьма подвержена заляпыванию и требует ухода. Радиус грифа очень удобен, играть комфортно в любом положении на грифе, хоть аккордами, хоть соло. Накладка палисандровая, что было компромиссом для меня, поскольку я предпочитаю чёрное дерево.
В целом дизайн напоминает дорогой строгий костюм: маленькая голова грифа с серебряным росчерком Петруччи, перламутр на колках и инлэях на грифе, светло-коричневое пламя кленового топа, пробивающееся из чёрного глянца полиэстрового покрытия. Корпус довольно лёгкий, эргономичные скосы на рогах, под живот и на пятке грифа: всё продумано до мелочей. В общем, пижонские джемы со скалопированием на последних ладах и ручкой посредине корпуса слагают свои полномочия, оставаясь «самой технологичной и дорогой подписной серийкой по мнению Вая». По косякам: предыдущий хозяин сказал, что было падение второй гитары, которая колком немного коцнула лак. Всё заделано добротно, и заметно только при более внимательном рассмотрении. Ещё один небольшой заделанный скол – на спине, у отсека батареек. Его можно рассмотреть только повернув гитару под определённым углом.
Кейс тоже очень добротен, секция для ништяков застёгивается на заклёпку. С гитарой идёт ключ (кстати, анкерного нет), запасные пружины, письмо от Яйцев Эрни и куча всяких сертификатов и наклеек.
Я сделал предварительный вывод: изумительно продуманная и очень качественно сделанная гитара. Впереди предстояло самое важное: испытание звуком.
Естественно, начал с чистого, ведь я намеренно положил глаз на JP с пьезо. Поэтому объявления знакомств по типу жп в/п (JP without piezo или w/p) моего любопытства не возбуждали. До этого опыт игры с пьезо был только на огромной хреновине, установленной на Parker Fly – датчик шёл между хамбэкерами. Напомню, что на JP пьеза установлена в бридже. Звук порадовал – полное ощущение игры на электроакустике. Звук напомнил Малмстиновские запилы на его акустике, украшенной наклейкой с мустангом. Слышен каждый щелчок по струнам, пьезодатчик очень чувствителен к атаке. Поэтому при игре легато или двуручного тэппинга нужно будет прилагать усилия, чтобы не звучать тихо или глухо.
В среднем положении переключателя пьезо – весьма интересный эффект, по ощущениям похожий на игру с эффектом эха: то есть звук снимается как с пьезо, так и со звукоснимателей. Ну или синхронной игры двух гитар. Не так ярко выражено, но звучит очень занятно. Единственное что, если играть с открытыми струнами, гул басовых будет заглушать общее звучание. При этом есть возможность использовать свитчер сета димарцио.
Один щелчок – и мы переходим на «классический» чистый звук. Но и тут вариантов звучания будет три. Причём ярко выраженных разных по своему окрасу. Нек – звук яркий и мягкий. Читаемость великолепная. Надо сделать оговорку, что я нахожусь под впечатлением от звучания моего Гибсона ЛПК. По сравнению с ним звук БФР мне кажется далеко не столь глубоким и выразительным. Но в то же время не такой мутноватый и гораздо более «звонкий».
Среднее положение – самое противоречивое ощущение. Чем-то напомнил мне телекастер. Звучание сухое, слегка гнусавое, как-будто на комбике прибрали низы и верха, оставив только середину. По ощущениям – твёрдое убеждение, что играешь на сингле, который почему-то не фонит. В общем, по мне не айс.
Переключаем на бридж – тут кранчлаб выше всяких похвал. Ожидаемый упругий, собранный. Не такой густой, как на неке, но по моему восприятию если нек больше подходит для розовых балладных соплей, то звучание бриджа – для мрачных переборов а-ля 2 die 4 от Джона 5.
По общему впечатлению чистый звук вызвал только положительные эмоции. Сустейн очень порадовал, несмотря на болчёнку. Можно добиться разного звучания: от сухого гнусавого кантри до стонущего звучания Джеффа Бека. Плюс широкое поле для экспериментов даёт подключение пьезодатчика.
Ну а теперь причина, по которой инструмент вызвал у меня исключительно амбивалентные чувства. Звучание на перегрузе.
На дисте я не играю фьюжноджасы и прочую «слегка подгруженную» музыку. Поэтому я первым делом испробовал бридж…Поиграв с полминуты, я понял, что что-то не так…Помните древний анекдот в прологе? Да, гитара дж-джыкает, да, высекает флажолеты, но только вот почему же меня это совсем не радует? Тот же датчик, только семиструнный, на КхК меня «качал», показывал зубы и давал мощное звучание. Куда же всё делось на БФР? Многие ругали за невыразительный звук модели из липы, но ведь на ольховом БФРе таких проблем не должно было быть?
Звучание на среднем положении датчика, ровно как и игру с перегрузом при подключении пьезо я описывать не буду, потому как не звучит (как по мне).
В растрёпанных чувствах переключаю на нек – ощущение то же. Подключаю гибсон, и мне всё становится ясно.
За что мне не нравятся PRS и Ibanez – так это их абсолютная стерильность и бесхарактерность. У каждой моей гитары (в том числе у покинувших меня) есть своё «прозвище». Эта получила от меня эпитет «киборг». Потому что только машина может звучать так бесчувственно. Нет, сразу оговорюсь, что в миксе сидит хорошо, но по ощущениям нету «своего» звука у этой гитары. Какой-то он плоский. И тут меня будет трудно переубедить.
Следующий текст я убираю под кат, потому как он настолько субъективен, что по своему содержанию не рекомендуется к прочтению никому:
Эта гитара подстроится под тебя, будет имитировать те чувства, которые ты попытаешься передать через неё, но твои чувства через себя она не пропустит. Просто снимет колебания струн и передаст их в усилитель. Она очень удобна и очень качественно сделана. Она предлагает широкий спектр звучания. Но она не полюбит тебя, и даже Вольф Хоффман, считающий, что у любой гитары появляется со временем своя душа, не сможет научить её чувствовать, как это сделал Джон Коннор со своим домашним терминатором.
Может звучит как эссе из раздела эзотерики, но беря эту гитару я чувствую холод. Многие могут сказать: «Да что ты тут загоняешь, это профессиональный инструмент высокого уровня, просто на нём надо играть». И я не буду возражать. Просто я, как и большинство из нас, нуждаюсь в тепле и внимании. Согласитесь, игра на гитаре сродни беседе с другом по душам. И поделиться с другом сокровенным, услышать от него слова поддержки – это не то же самое, нежели услышать совет от психотерапевта.
Итак, судя по всему, на этой гитаре закончился мой роман с подписными моделями. Когда-то давно я смотрел на красивые палки с подписями на голове грифа с восхищением и ощущением, что я их недостоин. Но теперь я стал циником, в прагматизме мыслей которого потихоньку не находится места романтике.
Update: совсем забыл сказать, что ручка тона (вторая по счёту) работает по принципу тянитолкая (пуш/пул) для отсечек. Тут ничего особенного не скажу, работает, отсекает:)
P.S. ввиду временного отсутствия фотоаппарата, запиливаю фото предыдущего владельца.
UPDATE (апрель 2013)Небольшой апдейт или Киборг всё ещё у меня
Итак, уже прошло какое-то время, и у меня появилась возможность сделать дополнение к своему обзору. Начнём с того, что в силу сложившихся обстоятельств мне пришлось отойти от уютной жизни диванщика и играть с живыми людьми.
Всё было в стиле ранних фильмов голливуда, а-ля:
- «Джон, я завязал с музыкой и тихо живу на своей ферме»
- «Билли, ты же не откажешь старому другу»…
В общем, пришлось мне изображать из себя полноценного музыканта. А это свои особенности: барабанщик навязчиво долбит, заглушая всех и вся, не желая превращаться в метроном. Басист фигачит адовы запилы и, о ужас, соляки (!), отказываясь быть частью «минуса» и создавать простой фон в стиле до-соль-до-фа-соль полноценным гитаристам. Ах да, ещё и вокал. И он не убавляется и иногда катит мимо нот. Короче, адов ад и никаких инструменталок.
Страшно сказать, пришлось даже снова заниматься сбором покемо…эм, примочек, распроданных ещё при живом Ельцине, и отыграть концерт.
Ну так вот, отчасти готов взять свои слова назад. Этот инструмент создан именно для такой работы – игры с группой. Во-первых, по эргономике было уже сказано: гитара достаточно лёгкая, отличная эргономика. Играть стоя одно удовольствие.
Во-вторых. Звук. Гитара отлично дружит со всеми инструментами, примочками (ну почти всеми, за исключением откровенного хлама) и аппаратами. В общем звуке не теряется, где надо рычит, где надо звенит. Кстати, именно при игре на бОльших громкостях шикарно звучит на чистом звуке связка пьезо-звукосниматели: звук становится очень объёмный и воздушный. Не терялась гитара и при игре «прифанкованных» вещей, и при митоле. А наличие двух входов (ну или ручки громкости на пьезо) позволило использовать переключатель звукосниматели-пьезо как киллсвитч для игры вещей наподобие изображения скретчей в Bulls On Parade.
В-третьих, выявилась пара косяков. Очень странно, но началась рваться у бриджа шестая струна. Мягкие струны при этом не выдерживали и десяти дней. В районе порожка они здорово изогнуты, так что подозреваю, что это конструктивная особенность машинки. Решение пока не нашёл. И ещё, гитара фонит и шумит. Видимо, что-то не то с распайкой, надо смотреть.
Так что я пока в раздумьях насчёт продажи инструмента…