Вот пример, почему не надо ставить сталь на классику.
Слева – стальные струны калибра «десятка».
Справа – нейлоновые струны нормального (среднего) натяжения.
На всех указана сила натяжения.
Сталь в сумме даёт 54, 29 кг.
Нейлон в сумме даёт 37, 92 кг.
Разница – 16, 37 кг.
То есть сталь почти в 1, 5 раза сильнее давит на гриф.
Что станет с грифом под таким напряжением, понятно, наверное. Даже человек не долго продержит в руке 10 кг, а тут – постоянное давление день за днём в десятки кг. При этом даже нейлон нужно ослаблять хотя бы раз в месяц и давать грифу отдых на какое-то время (это зависит от индивидуального состояния инструмента и ослабление может быть не обязательно, но обычно нейлон ослабляют регулярно и дают дереву отдых).
Примечание. Стальные струны нашлись только для 12-струнной гитары, поэтому считать сумму нужно по струнам, указанным верхними в паре.
Стальные струны возможно увидеть на гитарах, похожих на классические. Если они стоят изначально, то в грифе такой гитары анкер. И верхний порожек подогнан под стальные струны – там тонкие пропилы в пазах, т.к. стальные струны тоньше. Всё это вводит в заблуждение и увидев такое в магазинах, человек может решить поставить сталь на свою классику, у которой нет анкера. При этом тонкие стальные струны ещё будут пищать в широких пазах из-под нейлона, или звук вообще будет затухшим. И давление на мостик скорее всего будет недостаточным – поэтому тембр будет никакой, объём звука – никакой.
Выше сказали, что был успешный опыт в установке стали на классику, но это ещё ничего не говорит за другие кл.гитары. Возможно, с той гитарой ничего не случилось, потому что это была Испания, то есть – качество просушки, отборная древесина, возможно чёрное дерево на накладке, вставка из чёрного дерева на шейке грифа (ребро жёсткости). И, наверное, были нормальные условия хранения – влажность 40-60 %. Скорее всего гитара выдерживала такое на пределе, возможно, что ещё чуть-чуть – и всё. Малейшее отклонение от влажности, перепад температур, сквозняк и – конец этой Испании. Кто даст гарантии, что у других будут такие же условия и гитары такого же качества? Китай сейчас делает подделки под Испанию, так у них грифы даже под нейлоном гуляют при нормальных условиях хранения.
А по той гитаре думаю, что гриф у неё всё-таки загнулся дугой, судя по реакции покупателя. После смены струн гриф скорее всего выпрямился (такое бывает у нормально просушенных гитар, но всё равно – зачем рисковать? Тем более если Испания), поэтому гитару удалось продать. У Китая такого не будет – гриф если загнётся, то таким и останется (скорее всего), т.к. процессы в недосушенной или абы как распущенной древесине по-другому протекают. Если это вообще будет древесина, а не прессованная картонная пыль.