Вместо предисловия
Увлекаться коллекционированием гитар я начал около 3 лет назад, с тех пор поиграл на нескольких хороших инструментах и чувствую, что пора обнародовать свои впечатления и выводы относительно этих инструментов.
Сразу оговорюсь, у меня необычный подход к описанию особенностей инструментов и выработана особая система оценок и требований к ним. Звук я буду описывать по возможности без выражений типа «сочная середина» или «низы бубнят, мылят» и т.д..Я не имею понятия о том, что в гитарном звуке люди обозначают терминами середина, верхи, низы, а практика показывает, что большинство пишущих это сами с трудом могут объяснить, что же именно они имеют в виду.
Все гитары, которые я описываю, находятся в моей личной коллекции достаточно долгое время, я регулярно пробую (часто не только я сам, но и мои гости и друзья), модифицирую, вношу изменения в комплектации некоторых из них (звукосниматели, переключатели, локовые и простые порожки, тремоло), а оценка качеств инструментов основана на опыте достаточно частого их использования в одних и тех же условиях на одном и том же оборудовании.
С чем и почему я сравниваю.Мой эталон звука.
Поскольку на форуме все люди разные, с разными вкусами, ценностями, представлениями о «том самом звуке», то будет нелишним пояснить, какой (и даже чей) звук я считаю для себя хорошим и какого стремлюсь добиться (по возможности) от своих гитар.
Мои любимые музыкальные стили — трэш, дэт, хардрок, глэм метал, а также шред 80-ых и 90-ых. То есть это скорее винтажный звук, чем модерновый. Хотя я в этом плане не догматик и допускаю, что мне может понравиться и модерн. Согласно этим установкам я буду давать высокие оценки тем гитарам, которые наиболее годны для игры в моих любимых стилях.
Предпочитаю по разным соображениям стандартный строй, ну или на крайний случай пониженный на полтона, хотя на данный момент описываемые мной гитары в стандартном строе, со струнами калибра 0.09-0.46 — этому тоже есть логичное объяснение.
Эталоном звука для более тяжелой музыки — трэша, спида, считаю звук гитары как на первых двух альбомах группы Annihilator (Alice in Hell, Never, Never Land), звук гитар с гитарного самоучителя Троя Стетины «Thrash and Speed Metal Guitar method», а также ранних Metallica и Testament.
Для хэви — тот же Стетина (Ритм и соло гитара в стиле хэви метал и др.), Hammerfall (с альбома Renegade).
Для глэма и хардрока — Steelheart (с одноименного альбома), Warrant (Cherry pie), Winger.
Немного об оборудовании
Вопрос о выборе комбика для меня до сих пор открыт.Выбрать хороший комбик — дело сложное и дорогое.Поэтому я до сих пор так его и не выбрал — не потому даже, что дорого, а потому, что сложно.Сложно не только из-за недостатка знаний и практического опыта обращения с ними, но и из-за ограничений коммунального и технического плана.
Обычно дома я пользуюсь следующим оборудованием (включаю все последовательно) гитара, педаль Digitech MetalMaster, ламповый процессор VOX Tonelab SE, микшерный пульт, студийные активные мониторы.При записи музыкальных видеороликов обычно используется web-камера и ноутбук.
У меня есть 3-4 любимых пресета, с которыми я обычно занимаюсь и записываю, по ним я в принципе и сравниваю гитары. Хотя иногда в качестве эксперимента я подбираю настройки индивидуально для конкретной гитары, чтобы полнее понять ее характер звучания.
Оценка звука гитары
Итак, мы заранее договорились о том, что я буду описывать и оценивать гитары для металла. Здесь я бы хотел подразделить оценку звука на 2 части. Во первых, это звук неподключенной гитары.
Очень важно, чтобы гитара даже в неподключенном виде хорошо резонировала, не издавала никаких посторонних дребезжащих и лязгающих звуков.
При описании ”неподключенного” звука мы с друзьями пользуемся такими терминами: ”гитара бьет по печени” - хорошие резонансные качества, гитара при игре хорошо резонирует и вибрации корпуса ощущаются телом; ”струна звучит как нитка” - обычно этот термин употребляется, если открытая тонкая струна где-то цепляет за лады; ”струна звучит как веревка” - если толстая открытая струна цепляет за лады; ”подтянутая нота выцветает” - если при подтяжке звучание вдруг обрывается или резко затухает.
Немаловажным фактором является также то, как гитара строит по мензуре и по аккордам, хотя это скорее относится к техническим особенностям и состоянию гитары, нежели собственно к звуку.
При оценке перегруженного звука гитары я принимаю во внимание следующие критерии (в произвольном порядке):
а) атака — то, как гитара откликается на удар медиатора по струне.
б) звучание приглушенных нот (прием palm mute) — как на толстых, так и на тонких струнах.
в) качество, яркость и легкость извлечения натуральных и искусственных флажолетов.
г) яркость и обертоны при игре аккордами, а также драйв на тонких струнах.
д) сустейн — то, как долго длится сыгранная нота до полного затухания.
е) ”певучесть” сыгранной ноты, этот термин я использую в случае, когда сыгранная нота исполняется с приемом вибрато (пальцем).На некоторых гитарах особенно на тонких струнах (с первой по третью) выше 12-ого лада сыгранные медиатором ноты иногда самопроизвольно начинают обретать дополнительные обертоны и даже переходить во флажолет.Мне это очень нравится и гитары, имеющие эту особенность получают наиболее высокие оценки в этом пункте.
ж) ”жир” - характерный рычащий звук, чаще всего встречался мне у гитар Ibanez.
з) ”мясо” - под мясом я понимаю преобладание в звуке гитары низких и высоких частот.
и) ”песок” - часто неприятный, хрустящий высокочастотный компонент звука, присущий ранним записям советских металлических групп, а также звуку групп ”гаражных” стилей (не в обиду их поклонникам).
к) ”пузыри” - звук, нарактерный исполнению арпеджио на хорошем нэковом звукоснимателе (для понимания этого термина можно послушать соло Ингви Мальмстина, у него полно примеров такого пузыристого звука, а также во фрагменте соло из песни Dream Theatre – Another Day).
л) чистота звучания или наверно правильнее будет назвать это ”читаемостью” - характеризует то, как звучат ноты в быстром пассаже, не сливаются ли в ”кашу”.Это в немалой степени отражается и на звучании пассажей, сыгранных тэппингом, при более ”читаемом” звуке теппинг звучит очень чисто и гладко, ”как на рояле”.
Ну вот, пожалуй, мои основные критерии оценки звука гитар. Отмечу, что описание их может несовпадать с интерпретацией этих терминов другими пользователями, здесь я лишь поясняю то, как я их понимаю.
Теперь можно переходить к описанию гитары.
Название инструмента - Kramer Nightswan (Vivian Campbell Signature Model, производство прекращено в начале 90-ых)
Одной из моих любимых гитар на данный момент является Kramer Nightswan. Куплен с ебэя в неважном состоянии и с модификациями (неродные звукосниматели, просверлено дополнительное отверстие под пуш-пул EMG Afterburner).
Цена покупки – 953$ с доставкой, по приезду гитара была обложена пошлиной в размере примерно 20% от ее стоимости (стоимость самой гитары 915$). В итоге гитара обошлась примерно в 1140$. В принципе, в том состоянии, в котором она была, своих денег не стоила. Купил, потомучто понравилась форма, реверсная голова грифа, материалы корпуса и грифа с накладкой, маркеры позиций. Ну и вообще неравнодушен к старым Крамерам и интересуюсь восстановлением и модифицированием гитар — нужен простор для экспериментов. Хотел попробовать дать этой гитаре вторую жизнь.
Средняя цена на ебэе — от 800 до 1600$ в зависимости от состояния и редкости графики, в принципе кроме ебэя я их нигде больше и не видел.
Звук
По приезду домой звук был просто никакой. Во-первых звукосниматели EMG-HZ. Хотя они были четвертой серии, то есть из всех наиболее подходящие моему применению. Во-вторых состояние ладов очень плохое, сильно изношен флойд и локовый порожек, струны звенели об лады. Аfterburner сильно фонил. Практически сразу отдал гитару на замену ладов и настройку своему знакомому мастеру. На момент приобретения звук можно оценить на 4.
После замены ладов гитара преобразилась, я отметил, что у нее очень удобный гриф и есть смысл заниматься ею дальше.
Качество сборки / изготовления
О нем судить сложно, гитара была пользованной и пользованной жестко. Поскольку я ее полностью разбирал для почистки и оценки состояния, могу сказать, что сама деревяшка собрана хорошо. Деревяшке даю 9, предыдущему владельцу — 2 (за неряшливость и бестолковые модификации).
Внешний вид / дизайн
Внешний вид замечательный. Во многом именно из-за него и покупал. Несколько необычная форма корпуса, реверсная голова грифа формы хоккейной клюшки, красивый цвет ”шампань” - зеленовато-перламутровый. Маркеры позиций на грифе необычные — в виде скачущих мячиков для пинг-понга. Твердая 9. Для игры металла — самое то.
Особенности и функциональность
Изначально гитара была оснащена только ручкой громкости, что мне очень нравится, никогда не пользовался тоном, по мне он совершенно не нужен. Но предыдущий владелец просверлил дополнительное отверстие и сунул туда Afterburner – 20 dB mid booster. В принципе мне он ни к чему, да и с батарейками этими гемор, а без батарейки не работает вся схема, поэтому отпаял провода, а сам потенциометр оставил, чтоб пустое отверстие вид не портило. Установлены 2 хамбакера — в позиции бридж и мидл. Мидл в принципе мне ненравится, хотя особо не мешает. Флойд Роуз нерецессированный (по мне это минус, хотя и наличие флойда само по себе я тоже к плюсам бы не причислил). Ну, как есть, так есть. Дам 7 баллов, поскольку после замены флойда оказалось, что он отлично держит строй, легко настраивается (на других моих гитарах с флойдами были проблемы с этим), поэтому даже не стал его блокировать. Так и играю.
Соотношение цена/качество
Судить об этом сложно, поскольку целью покупки был скорее интерес, чем потребность в инструменте — гитар у меня итак хватает, не сказать, чтоб совсем не на чем играть. Если бы гитара была хотябы в оригинальной комплектации и без модификаций, то дал бы 9. А так — в лучшем случае 6. Но вины гитары в этом нет.
Мнение пользователя
Конечно, в том состоянии, в котором гитара была, я ее не оставил. После смены ладов и отключения мид бустера поэкспериментировал с разными звукоснимателями. ”Ежи” сразу отправились по коробкам. Сначала поставил в бридж Gibson 500T, а в мидл безымянный DiMarzio с одной из своих гитар. Отличный звук, и назначение звукоснимателя в мидл позиции показалось вполне оправданным. Если в схеме подключения задействованы оба звукоснимателя (среднее положение переключателя), то звук обретал некоторый приятный ”жирок”.
Звук бриджевого звукоснимателя очень мощный, ”чистый”драйв без грязи и мути , великолепная атака, флажолеты визжат, извлекаются легко и во всех возможных местах.
Однако этим я не удовлетворился. Давно мечтал купить звукосниматель Seymour Duncan Parallel Axis Distortion (PATB-2). Вот его-то я и наметил поставить в бридж на Крамер. По счастливому стечению обстоятельств нашел на ебэе 2 пользованных ”аксиса”, (оба одинаковые) и по очень приемлемой цене - 50$ за штуку и оба у одного владельца. С доставкой обошлись примерно в 120$.
В мидл решил попробовать поставить Seymour Duncan JB (как было в оригинале).
В такой комплектации гитара находится и поныне.
Звук неподключенной деревяшки очень достойный, корпус сильно вибрирует - ”бьет по печени”.
При довольно близко настроенных к грифу струнах практически нет звона об лады, ноты при подтяжках нигде не выцветают. Гитара отлично строит по мензуре и по аккордам. Флойд Роуз поставлен с другого старого Крамера, он в отличном состоянии и технически, и косметически. Заменил прижимные брусочки локового порожка на новые.
Предыдущий владелец поставил на эту гитару золотые крепления ремня, я вернул назад черные — обошлось это еще в 5$.
Естественно поставил новый комплект струн 0.09 — 0.46.
В проекте ободрать с задней стороны грифа местами протертый лак, подшлифовать и пропитать тунговым маслом (сам по себе гриф очень удобный для руки, локовый порожек прикреплен очень надежно — болтиками с обратной стороны грифа), заменить локовый порожек на новый (R1 отдельно трудновато достать), заменить горшки потенциометров на более традиционные (не такие маленькие и скругленные, как сейчас), скрывающие полностью основание потенциометра от глаз, почистить или заменить скрипящий потенциометр громкости. Это еще вложений на каких 60-70$.
Звук на перегрузе на данный момент
Звук бриджевого звукоснимателя на перегрузе просто убойный. Аккорды звучат ярко, зло, сочно.
Сумасшедшая атака и звук нот с глушением, хотя драйва на тонких струнах хотелось бы побольше, чтоб блюз-роковые клише с дабл-стопами звучали ярче.
Сустейн отличный, несмотря на то, что гитара с флойдом и он не заблокирован, однако певучести нот на тонких струнах после 12-ого лада все-таки немного нехватает, гитара недостаточно ”кричит” на верхних регистрах при исполнении вибрато и вибрато бендов (подтяжек с вибрато).
Чистота звучания на перегрузе невероятная. Эта гитара лучше всех моих гитар по этому показателю. Читаемость нот при игре быстрых пассажей позволяет слышать каждую нотку без всякой мути и посторонних шумов. Изумительно звучит тэппинг (я сам тэппингом, да и вообще быстро, практически не играю (не особо умею), поэтому специально слушал со стороны, как играют на этой гитаре мои друзья и гости).
Звукосниматель в позиции мидл звучит невнятно, не вижу смысла описывать этот звук. Сам по себе JB мне нравится только в позиции бридж, поменяю его либо на тот безымянный DiMarzio, который ставил после EMG-HZ, либо на нэковый вариант PATB-1 для гармоничности внешнего вида и эстетики.
В целом звук этой гитары сейчас я оцениваю на твердую 8.
Внешний вид по окончанию ремонтно-восстановительных работ (смотреть выше их план) Будет на 9. Небольшие сколы краски, трещинки лака, потертости я особым недостатком не считаю — инструменты у меня в большинстве своем рабочие, а не фетиши настенные.
Затраты на эту гитару составят до 1440$ не считая струн.
Фотографии инструмента, а также всех остальных моих гитар смотрите у меня в профиле.Есть и видеоролик с использованием этой гитары (снятый еще с бриджевым звукоснимателем Gibson 500T), по понятным причинам (сыграно не очень, неохота позориться, хотя звук и картинка неплохие) я его тут не выкладываю, если кого уж очень интересует, обращайтесь через личные сообщения — скину линк.