Всем привет! Предлагаю вашему вниманию обзор Fernandes FR-85 S. При написании оного во мне воскрес давно померший писатель, так что осторожно: многабукафф
Название инструмента: Fernandes FR-85 S
Спецификация:Корпус: Light Ash 42mm.
Конструкция грифа: прикручен
Материал грифа: Maple
Материал накладки грифа: Rosewood
Мензура: 25.5
Ладов: 22
Радиус грифа: 350
Струнодержатель: Fernandes Floyd Rose FRT-10
Контроль: 1 volume, 1 tone, 1 sustain volume, 5-way switch, 2 mini toogle-switch (on-off and harmonic select)
Колки: Gotoh
Цвет фурнитуры: чёрный
Конф. звукоснимателей: H-S-H
Звукосниматели: FGI-S-FS*2, VH-400
Цвет: прозрачный малахит (похож на зеленку, но я решил назвать его более благородно)
Производство: Япония
Год: 1997
Цена покупки: 780$ (в комиссионном магазине, по курсу 33, куплена в ноябре 2013)
Средняя цена: от 395$ до 610$
Переплатил ли я? Считаю, что нет, но об этом ниже
Звук: 8 (вспомним, что написано в руководстве про написание обзоров от NT: «оцениваем, насколько качество звука прибора или инструмента оправдывает его цену). Это не абсолютная оценка (среди всех инструментов в мире), а именно относительная.
Снизил балл за то, что в звуке в общем и целом не хватает высоких (впрочем, компенсация презенса на усилке и эквалайзера на преде выруливает ситуацию), мне показалось это странным, с учетом того, что все пишут, что ясень – очень звонкое дерево. Уважаемый PEPS, у которого я менял лады на этом инструменте, сказал, что это – из-за системы сустейнера, которая эти высокие и «подъедает».
Еще один балл снижен за то, что сингл не «стратокастерный». Но, в общем, оно и понятно, так как электроника тут своеобразная, заточенная для работы с Fernandes Sustainer.
Многие пишут, что нековый звукосниматель на такой системе не богат басами – это не так, по крайней мере, на моей гитаре. Слыхал я звукосниматели и получше, например, DiMarzio PAF PRO, особенно чУдно он звучал на липовом Ibanez JS 1000, но и этот вполне меня устраивает, тем более, что если его менять, то исчезнет сама система сустейнера, а это – дополнительная фишка этого инструмента, расширяющая возможности гитариста.
Бридж чудо как хорош. Я перед покупкой активно гуглил на предмет того, на что менять бриджевый звукосниматель, если он меня в этой гитаре не устроит на 100%. Для богатого «дж-дж» на ясене многие советуют Тонзон. Но поиграв немного дома в спокойной обстановке на своем оборудовании я понял, что не хочу его менять.
Собственно, сам сустейнер свое дело делает, удивило только, что две из трех позиций переключателя режима работы сустейнера звучат полностью идентично.
Предыстория: «как я дошел до жизни такой», или почему именно Fernandes Sustainer?
Я искал гитару с максимально ровным звучанием аккордов. Поскольку я в настоящий момент увлекаюсь Black Sabbath, а у них пауэр-аккорды звучат долго, мне хотелось такого же или похожего звучания. И я не находил этого звучания в других инструментах (конечно, руки у меня пока из ж... и надо было ставить звукоизвлечение, а не искать гитару, но предыстория покупки гитары именно такая). И как-то раз, зайдя в один известный гитарный магазин в Москве, я пожаловался на свою беду менеджеру магазина. Причем я поиграл на сквозногрифовом японском солоисте, звука нужного так же не получил. И тут менеджер этот принес мне эту гитару. Я попробовал. Конечно, использовать для удлинения звучания пауэр-аккорда сустейнер – это неверное его использование, но мне понравилось. В тот раз я ушел без покупки, но вернулся еще раз, еще раз послушал и купил. Когда я принес инструмент домой и в спокойной обстановке провел с ним некоторое время, я обнаружил, что инструмент звучит просто обалденно – с перегрузом на бридже рычит, певучий на неке и в комбинации с мидлом, а-ля стратокастер на мидле, очень долгий собственный сустейн. Много наталкивался в интернете на мнение, что болченки не обладают должным сустейном, но хороши в атаке (особенно такими описаниями грешат руководства по покупке первого инструмента для новичков), типа хочешь офигительный сустейн – бери сквозняк. Так вот это не так, по крайней мере в отношении тех четырех болченок, которыми я обладал на протяжении последних полутора лет.
Качество сборки / изготовления: 10. Многие говорят, что соотношение цена/качество инструментов Fernandes – одно из лучших на рынке. Я не буду противоречить этому высказыванию. Да, все изготовлено и собрано на очень высоком уровне. Ко мне инструмент попал в возрасте 17 лет, и за время своего взросления и вхождения в совершеннолетие он приобрел коцки, царапки, но ничего криминального, иначе я б не взял его, мое обостренное чувство прекрасного не позволило бы этого. Так же шуршат потенциометры, в ладах образовались небольшие канавки, но это естественно для инструмента с таким возрастом, было б наоборот странно, что всё нулячье – значит с инструментом что-то не так, и его постоянно перепродавали из рук в руки.
Удивило наличие дополнительного ремнедержателя на одном из винтов, крепящих гриф к корпусу. Позже я его снял, но, возможно это – забота производителя о потребителе, так как предоставляет возможность выбора, за что крепить ремень.
Тремоло Fernandes (по лицензии Floyd Rose) держит строй, износ минимальный, только краска облупилась по прошествии времени.
Топ-лок свое дело делает, хотя краска тоже облупилась.
Когда я спустя некоторое время снял колки, я обнаружил, что Gotoh, который там установлен, не оборудован системой Rock-Solid, как на всех современных колках этой фирмы, то есть штоки колков ходили из стороны в сторону, люфтили. Однако, как говаривал Серёжа Табачников, «не важно какие <колки>, главное, что есть топ-лок»
Внешний вид / дизайн: 9. Меня больше всего вставляет дизайн подписных гитар Сатриани, крайне близко к ним подходят в некоторых модификациях фирма Carvin (невероятно красив на Carvin кленовый топ) – обточенная водой и временем галька на морском берегу. Кто-то писал в интернете, что сатриановская модель – это «стратокастер после долгих походов в фитнес-центр». Но и классический стратокастер (как и вариации от фирмы Ibanez на эту тему) коей, в принципе, и является героиня данного обзора, мне тоже нравится. Ясень, с его фактурой, покрашенный прозрачной краской, восхищает многих. Я – не исключение. Очень красиво. Вообще, идеальным дизайном для меня был бы ясеневый стратокастер с закругленными боками, как у моделей Сатча…
Поэтому за дизайн поставим 9.
Особенности и функциональность: 8. Флойд – есть (возможность его заблочить – тоже
). Хамбакер и два сингла – море возможностей для экспериментов. Сустейнер – ключевая фишка этого инструмента, хотя я его полюбил не за это. Скинул два балла за гайку анкера в пятке грифа – очень неудобно, чтобы не говорили камрады, которые умеют с ним обращаться
Соотношение цена/качество (суммарный рейтинг): 10. Даже с учетом того, что я купил инструмент по цене выше, чем в среднем на рынке, я безумно рад. Такая вкусняшка по цене нового индонеза
Собственное мнение: Покупкой доволен безумно. Затраченных на покупку денег инструмент, как я уже сказал, стоит. Не очень понимаю человека, который ее продал, ну да ладно, какие-то резоны у него наверное были.
Каюсь, возникали и у меня мысли продать её, но на это были свои причины, о которых –ниже
Обладая этим инструментом, я ощутил вкус к «возне» с инструментом. Так, меня настолько порадовал его звук, что мне захотелось дать гитаре «новую одежку», так как, на мой взгляд, черная фурнитура не очень подходит к цвету гитары. Итак, решено. К цвету малахита очень подходит золото.
Самое дорогое вложение – флойд. Самый дешевый флойд на рынке (при этом мало чем уступающий оригиналу) – Gotoh 1996t. Цена на новый колеблется от 5 до 6 тыс. руб, мне удалось купить за 4 (была распродажа в одной компании). Колки (хоть и «не важно какие, главное, что есть топ-лок») взял Gotoh SG503-05, За 2000 руб., с нерегулироемой высотой штока. Топ-лок Gotoh обошелся 990 руб. Крутилки и джекплейт – самое дешевое в этом наборе, примерно по 200 руб. за шт. Стреп-локи – около 1000 руб. Хотел Shaller, но золотого варианта найти не смог, поэтому купил вариант от Fender. Хочу еще золотые рамки для хамбакеров, но не могу найти в продаже в Москве
Начав игру с переодеванием, пришлось научиться разбираться в тонкостях гитаростроения, и то не всё сразу удалось учесть.
Первая сложность в этой операции – топ-лок. В основном отличаются друг от друга шириной и расстоянием между дырок для крепления к грифу. Методом измерения топ-лока на моей гитаре и сравнения полученного чертежа с образцами от Gotoh (4 варианта) и Shaller (около 8 вариантов), со вздохом облегчения узнал, что подходит Gotoh FGR-2, 41 мм, крепление саморезами. Если планируете такую же операцию, как и я, то запаситесь точным инструментом для измерений типа штангенциркуля, а не школьной линейкой сына, как я
Вздохнул с облегчением я только после установки топ-лока на место, ибо измерение школьной линейкой – не самое точное в мире
Вторая сложность – флойд. Обязательно надо, чтобы машинка, которую Вы соберётесь приобретать, имела такое же расстояние между опорными болтами, как и на той машинке, которая уже установлена на Вашей гитаре. У меня с этим всё было ок. Ну, собственно, и всё – подумал я, и купил Gotoh 1996t. Но после покупки обнаружились и подводные камни, о которых я не прочел сразу – радиус накладки грифа. Дело в том, что на флойдах по отдельности нельзя настроить высоту сёдел, а можно только скопом, регулируя высоту каждого из двух опорных болтов. Так, на моей гитаре радиус накладки грифа составляет 350 мм, или 14 дюймов. А радиус сёдел на Gotoh 1996t – 12 дюймов. Что происходит в этом случае? Некоторые струны удаётся положить низко, некоторые – нет. Как вариант – подкладывать под них пластинки. Я пробовал кусок лезвия от канцелярского ножа – слишком много. Лезвие бритвы – слишком мало, плюс к этому от некоторых кусочков этой бритвы появляется звон. Отдельно в продаже таких пластинок либо нет, либо я не могу найти. В итоге я снял золотые сёдла, установил родные, черные, потёртые
Сейчас денег нет, но в перспективе думаю купить родные шаллеровские седла, у них такой же радиус, как и на тремоло Fernandes. Или еще вариант – найти в продаже тонкий лист меди или бронзы, и выпилить из него.
Возвращаемся к ложке дегтя: гайке анкера в пятке грифа. Когда я купил гитару, она была отстроена в ми, и все звучало прекрасно. Когда я попытался настроить в ми-бемоль, начались подзвякивания. Причем, судя по тому, что подзвякивало на ладах 2-7, то я решил, что это именно из-за анкера. В общем, я открутил разочек все винты, подстроил – прикрутил гриф заново. Что-то не то. Повторил операцию. До кучи, обнаружил, что в конце пятки грифа на скотч приклеен кусок пластмассы. Подумал: а может, будет лучше, если я его уберу? Убрал, перенастроил. Лучше не стало. Вернул обратно. Еще чуток повозился с анкером – и сорвал резьбу в грифе. Ну вот, блин, - подумал я. Испортил такую хорошую вещь. Тут-то и закралась мысль – напихать спичек, прикрутить гриф на место и продать/обменять
Но за время возни с инструментом я к нему прикипел...
И оказалось, что не все так плохо. Погуглив немного, прочитал, что трабла решается с помощью мебельных втулок и винтов. Нашел на рынке (еле-еле нашел) указанные девайсы с наружным диаметром 8 мм, купил сверло этого же размера. Взял перфоратор...
обнаружил, что в дырку того диаметра, что образовалась от сверла «того самого» размера закрутить втулку почти невозможно – девайсы рассчитывались на ДСП, а не на твердый клен. В общем, побежал за новыми сверлами – на 0,5 мм больше и на всякий случай еще на 0,5 мм больше. На сей раз все удалось. Сверлом на 8,5 высверлил нужное дупло, сверлом на 9 снял фаску (так закручивать втулку оказалось легче), и – вуаля!
Пока я чинил одну сорванную резьбу, свернул другую. В общем, так все резьбы и поменял
Причем на звуке, на мой слух, это никак не отразилось
К обзору прикладываю сэмплы. Руки у меня пока что растут из неправильного места, так что извините – не Гилберт, не Сатриани
Цепочка записи: гитара – связка AMT V1/AMT Vt2 – Roland Duo Capture – Sonnar X1.
Еще заметил вот что: когда играю в кааб, звучит намного благороднее, чем на записи, подшаманивать запись пока не умею.
Фотки:
До смены одежки:
После смены одежки:
Бридж:
После ремонта крепления грифа:
Подкладка под пятку грифа:
Втулка и винт для ремонта крепления грифа:
Подбираем винт той же длины, которой был родной шуруп:
Настраиваем дрель (в моем случае - перфоратор с функцией дрели), чтобы не добуриться до накладки:
Результат:
Сэмплы:
Цепочка записи: гитара - AMT V1/AMT Vt2 - Roland Duo Capture - Sonar X1
Чистый, на бридже:
http://pleer.com/tracks/9599158fYRYЧистый, бридж + мидл:
http://pleer.com/tracks/9599650VPxVЧистый, мидл:
http://pleer.com/tracks/95997089itzЧистый, мидл + нек:
http://pleer.com/tracks/9599766ieAfЧистый, нек:
http://pleer.com/tracks/9599778xJkmХай-гейн:
http://pleer.com/tracks/9599802tg2nДемо сустейнера:
1) без эффекта
http://pleer.com/tracks/9587792bgzj2) "бесконечный сустейн":
http://pleer.com/tracks/9587798nZoy3) переход в флажолет:
http://pleer.com/tracks/95878167xD7