ВСТУПЛЕНИЕПриобретение полуакустической электрогитары - акт столь же беспощадного мужского выпендрежа, как покупка внедорожника.
Вот спрашиваешь приличного с виду человека: "какие черви грызли твой мозг, когда ты, проживая в центре Москвы, брал себе стотонный джип (спасибо, что не на гусеничном ходу)?".
На что следует ответ: "ну как... на дачу ездить, на рыбалку там".
"Какая дача, друг? У тебя нет никакой дачи, немец еще в 1942 спалил. А живую рыбу ты видел лишь на фотографиях в меню японского ресторана."
"Ну... дачи нет, вдруг появится? А еще на джипе в сугроб можно парковаться и на бордюр заехать!".
Вот, именно. Весь мегалошадиносильный полноприводный ресурс внедорожника используется лишь чтобы на тротуар карабкаться перед офисом.
Так же и с полуакустикой. Большинство слушателей в концертном запале и разницы-то не услышат, между - скажем - Les Paul и ES-335. Зато для артиста гемора с полуакустикой куда как больше, стоит дороже, и габариты некофмортные.
Понятно, если ты живешь в американской глубинке, в Техасе, Канзасе или Алькатразе каком-нибудь. Там на сцену со "стратом" или "джексоном" не вылезешь - бутылками закидают. Да и в наших деревнях поклонники русского шансона не оценят.
Полуакустика - действительно как внедорожный автомобиль, где-то на периферии среди буйволов и пьяных крестьян в ней ощущается нужда. Рокеры же берует их исключительно понтов да имиджа ради. Что, конечно, хорошо - играть рок без понтов, хуже, чем играть рок без панталонов. Понты - бензин для любого удавшегося творца.
А звук? А что звук? Народ обычно полагает, что полуакустика должна играть как нечто строго среднеарифметическое между акустикой и солид-бади гитарой. В реальности у большинства полуакустик в звуке процентов 80 цельнокорпусности, и лишь процентов 20 акустичности. (Это личное оценочное суждение).
GIBSON ES-330 (Custom VOS)Средняя цена: $3.700
Тип: пустотелая полуакустика
Оформление: искусственно состаренная
Производство: Мемфис, США
Сегодня у нас речь о крайне непопулярном, а потому интересном инструменте, серийно выпускавшемся с 1958 по 1972 год. В связи со скромными коммерческими успехами производство ES-330 лет тридцать практически не производилось. Только в середине 2000-х кастом-шоп выпустил версию ES-330L, а менее года назад - классическую реплику ES-330 конца 50-х. О ней и речь ниже.
ИСТОРИЯ И КОНСТРУКЦИЯКак всем известно, в 1958 Gibson выбросил на рынок революционный инструмент - ES-335. Тонкую, полупустую, полуакустичекскую гитару, которая окончательно подружила с новым электрическим саундом джазмэнов, блюзмэнов и самых консервативных гитаристов.
Параллельно в каталогах появилась ее дешевая версия ES-330 - для студентов, жителей ново-орлеанских трущоб, и для британских групп, за копейки выступающих где-нибудь в Гамбурге. В реальности же оба этих инструмента не имели ничего общего, кроме разве что формы корпуса. Вот тут ниже я набросал поучительную наглядную схему.
[1] Под слоем кленовой фанеры внутри Gibson ES-335 прячется брусок из цельного клена. Он гасит фидбэк и добавляет самое нужное всем нам свойство - инструмент становится очень тяжелым и от него болит позвоночник.
У ES-330 внутри совсем-совсем пусто, ветер гуляет. Это самая легкая электрогитара, которую я когда-либо держал в своих руках (то же самое обычно тотчас говорят все гитаристы, стоит им ее поднять). И ES-330 крайне легко "заводится", для чего инструмент очень любят использовать нойз-ориентированные команды со времен The Jesus and Mary Chain.
[2] Из-за нехватки жесткости в корпусе гриф на ES-330 пришлось крепить не у 19 лада, а у 16. Из-за этого сложно дотянуться до последних ладов. Существует версия с креплениеми у 19-го лада (ES-330L), но - говорят - она отличается звуком не в лучшую сторону.
[3] По причине той же пустотелости, в качестве струнодержателя у ES-330 используется не стоп-бар (его тупо не во что завинтить), а трапеция.
[4] В качестве звукоснимателей в ES-330 всегда использовались один или пара ушастых синглов P-90. В 335 по умолчанию - хамбакеры (хотя с P-90 можно найти экземпляр, если поставить себе это целью жизни).
[5] Рядом с ES-335 стоит бутылка виски, а рядом с ES-330 - нет. Но это не всегда так, может быть и наоборот.
В сумме все эти отклонения дают радикальную разницу в звуке - фактически это абсолютно разные инструменты. Как писал один из профессиональных экспертов сайта Musician's Friend - если нарисовать отрезок, где справа Les Paul, то слева будет ES-330, а равно посередине - ES-335.
На разных версиях ES-330 в первой половине 60-х была сотряпана тьма блюзовых, джазовых и рок-н-ролльных записей. Однако в 1965-1966 годах группа The Beatles, практически в полном составе закупила для базовых нужд точные копии ES-330, которые звались Epiphone Casino. Популярность Casino мгновенна взлетела в стратосферу и у музыкантов, и у коллекционеров, а ее старший брат ES-330 отправился на свалку истории.
ВПЕЧАТЛЕНИЯСобственно, у меня дома около года жил экземпляр Epiphone Casino китайской сборки, и так он мне был люб и мил, что я твердо решил заменить его на американскую версию. Но приобрести в Москве американский Epiphone Casino оказалось трудноразрешимой проблемой. Тогда мне официальный российский дистрибьютор Gibson сделал предложение, от которого было невозможно отказаться: "что ты мучаешься, дурак, возьми новый Gibson ES-330 - ровно то же самое, но с кастомшопным качеством".
Идея мне невероятно понравилась. Я внес предоплату в треть суммы и согласился ждать полгода, пока дистрибьютор Gibson привезет экземпляр в Москву. Неожиданно срок скостили до четырех месяцев, и вот уже второй месяц я играю на ES-330 почти ежедневно.
Дальнейшее - краткими тезисами.
- Так как инструмент пустотелый, он очень громок, и его можно спокойно использовать анплаггед. При этом без подключения у него неописуемо красивый звук, очень нежный, мелодичный и легкий.
- С подключением этот характер остается, но звучки P-90 добавляют немного остроты. Ассоциации с саундом The Beatles настолько сильны (особенно при включении в ламповик VOX), что даже если начинаешь играть блюз или тяжелый рок, все-равно кажется, что это что-то с "Белого альбома".
- У ES-330 какой-то светлый и жизнерадостный звук. Например, я очень люблю разминаться, играя "Babe I'm Gonna Leave You" Led Zeppelin. На ES-335 эта тема звучит очень драматично, и даже трагично. Но на ES-330 кажется, будто это солнечная легкая испанская серенада.
- Фидбэк потрясный. Подрубаешься к мини-стеку "Маршалл" и начинаешь изображать из себя бунтующего Пита Тауншенда. Или краутрокера сурового.
- При желании - щелкая тумблерами звучков и крутя ручки можно добиться, чтобы ES-335 по тембру приблизился к ES-330. Но у ES-335 все-равно остается этакая блюзовая хамбакерная замыленность. ES-330 остается чист как слеза даже на легком перегрузе.
- ES-330 по гибсоновским меркам довольно звонкий и атакующий инструмент, потому на более сильном перегрузе в какой-то момент он может очень натуралистично имитировать винтажный Stratocaster! Думал, у меня глюки - но нет, другие гитаристы наблюдение подтвердили.
- У него очень старинный звук, до мозга костей 60-е. Берешь рифф - и мгновенно телепортируешься на сорок лет назад. Особенно когда играет кто-то другой, кто это делает лучше тебя.
- Конкретно эта модель имитирует старый двузхзвучковый Gibson ES-330TD конца 50-х, со всеми его минусами. А именно - недоступность самых верхних ладов, дешевые колки (и вообще в целом более бюджетный дизайн, чем у более пафосного ES-335). Ну и стандартные минусы гибсоновских полуакустик - легкая возбудимость, торчащий спереди разъем для шнурка и массивный корпус.
ВЕРДИКТБезусловно, инструмент далеко не так универсален, как ES-335, или же Les Paul с "Телекастером". Идеальные сферы применения: ретро-рок типа The Beatles, блюз, джаз и мягкий поп-рок типа Smokie. Плюс суровый гитарный нойз или инди-рок в духе The Jesus and Mary Chain или Sonic Youth.
И еще без электричества тренироваться по ночам в квартире или гастрольном автобусе.
СКУЧНЫЕ ЦИФРЫЗвук: 8 (сам по себе прекрасен, но далеко не универсален)
Качество сборки: 10
Внешний вид: 8
Функциональность и эргономика: 8.
Соотношение цена/качество: 9 (возможно кто-то скажет, что японский Epiphone Casino Elitist в этом отношении более оптимальное капиталовложение)
Звуковые сэмплы пока не пишу, т.к. тупо нет нормального микрофона. Но я над этим работаю.