Теперь небольшой эксперимент... Спустим ее в С.. Теперь нота на 12м ладу намного высит, требуя увеличить мензуру седлами... Теперь натянем в G.. Она начинает на 12м ладу низить, требуя уменьшить мензуру...
(естественно в ходе опыта надо стараться давить почти на лад, чтобы компенсировать разность хода под пальцем от разности натяга))
..Т.е. получается, что никакую геометрию мы не меняли, а 12й лад в зависимости от строя (от натяга соответствующей струны) как бы плавает.. с хера ли, уважаемые)
То что настройка седел на бридже нужна для компенсации натяжения струны при ее зажатии, вроде известно всем.
Твой эксперимент показывает следующую штуку. При открытой струне в С ей необходимо приложить одно усилие для повыения на... скажем пол тона. Но той же струне настроеной в G, для повышения на пол тона необходимо приложить абсолютно другое усилие. Чем выше настроена струна, тем болшее усилие к ней необходимо приложить для повышения на заданный интервал. При зажатии струны на 12 ладу ты придаешь ей небольшое усилие за счет смещения на расстояние равное расстоянию от открытой струны до лада. И заметь, при различных настройках твоей струны расстояние НЕ МЕНЯЕТСЯ.
И в завершение, у меня на руках баритон 27", ставились струны
0.009-0.046
0.010-0.048
0.010-0.052
0.011-0.052
Строй проверялся на всех комплектах по тюнеру. На всех ладах разбежка в +-1цент, 5 и 6 струны после 15 лада разбежка +-2цента.
... и добавил:есть фотки/звуки этой штуки интересная наверно
Фоток и звуков нет, так это чудо имело нелицеприятный вид, а внутрянка была утеряна за ненадобностью.
Но в планах есть изготовление полноценного ситара, так как эксперименты прошли успешно и с разинутыми ртами публики.