Всех приветствую!
Давненько я не писал обзоры, а виной тому – отсутствие новых инструментов. Но все же кое-что новое появилось, а информации в сети по нему не мгного.
И так, представляю Вашему вниманию свой новый обзор на travel-гитару.
Название инструмента: Fernandes ZO-3 по прозвищу «Слоник»
Вступление.
Этот обзор хочу посвятить своей новой гитаре, призванной спасать мои навыки игры на гитаре во время длительных командировок, вылазках в лес и т.д. Так же она призвана обеспечивать интерес моего ребенка. Сын, видя как я играю, часто просит гитару, а они реально тяжелые и большие для него, вот решили с женой, что эта гитара ему поможет не терять интерес к гитаре в будущем (хотя кто знает, что будет в будущем).
В этом обзоре будет как всегда все честно и объективно, но с толикой личного субъективизма, ибо моя точка зрения может не удовлетворять мнению читателя.
И уже по сложившиеся традиции начнем с небольшой исторической справки.
Кратко о самой фирме Fernandes есть и в Википедии и вообще в интернете. Поговорим о самой модели. Модель ZO появилась в марте 1990 года, но в официальных каталогах Fernandes она появилась только в 1991 году. Название модель получила от японского слова «дзо», что значит «слон», а на латинский манер написали – «ZO». Почему модель стала называется именно «ZO-3» я так и не выяснил.
На американский рынок эти гитары поставлялись под называнием Nomad – «Кочевник». Гитара набрала довольно хорошую популярность и японцы стали выпускать совершенно различные версии этой модели, в частности появилась бас-гитара, электро и бас-гитары с пьезодатчиком, стратоподобные версии, всевозможно раскрашенные, с процессорами, ЛП-стилизованные, сигнатурные модели и т.д.. И как бы скептически не относиться к этому дизайну, но гитара выглядит реально забавно, что не мешает ей быть довольно популярной на Востоке.
Вот чуть подробней:
ZO-3 – это обычная версия (базовая), о которой и пойдет речь далее.
ZO-3A – это пьезогитара
ZO-3C - это версия Custom, основные отличия от обычной: дека из липы, фурнитура золотая Gotoh, цвета металик, сборка - Япония.
ZO-3ST – это стратоподобная гитара, с треломо, сигнлом и кленовой накладкой на грифе
ZO-3 Dazed – это ЛП-образная (стилизованная Jimmy Page)
ZO-3 '11 - это гитара с тремоло, и в ручке громкости встроен выключатель, а переключатель отвечает за 2 режима дисторшна. По краю обечайки идет биндинг. Обычно черные в стиле Nomad.
ZO-3 Signature – все возможные сигнатуры (Takuma, Hello Kitty, Damizo, Nakoi и т.д.)
ZO-3 PIE – серия пьезо-электро гитар в том числе и басы.
Digi-ZO ULT, это гитара с процом (железо ставиться Digitech)
Digi-ZO Hyper – это тоже самое, только эффектов побольше.
И так далее, их реально огромное количество!
И так, часто встречаемые характеристики:
Корпус: ольха
Гриф: клен
Мензура: 24” (609 мм)
Колки: Gotoh
Накладка на гриф: Махагон
Крепление грифа: Болченный, 4 винта
Инкрустация: точки, перламутр
Лады: 22, medium jambo
Звукосниматель: Fernandes Hambucker
Ручки регулировки: Volume
Бридж: фиксированный, струны сквозь корпус
Цвет фурнитуры: Хром
Дополнительно: гитара оснащается встроенным усилителем, мощностью 5 Ватт, питаемый батарейкой на 9В, с встроенным в деку четырёхдюймовым динамиком Fernandes (5W, 8Ohm)
Цвет: Green
Страна-производитель: Япония
Дата производства: согласно штампу на пятке грифа "931006" и маркировки микросхемы встроенного усилителя (TA7313AP 9233) – 1993 год
Ну, а если реально смотреть-изучать, то имеем следующее:
Корпус: Plywood, т.е. по нашему фанера и походу она из клёна с толщиной слоя около 2мм (слоёв - 27)
Колки: Die-cast (noname)
Накладка на гриф: Палисандр
Страна-производитель: Тайвань, но надо сказать, что делались они на внутренний рынок Японии.
В каталогах Fernandes за 25 лет выпуска всевозможных разновидностей этой модели японцы ни разу не дали подробных спецификаций, ни по дереву, ни фурнитуре и т.д., но могу сказать точно: существуют модели выполненные из красного дерева и липы (как дека, так и гриф), возможно существуют модели выполненные и из других пород древесины. Колки встречаются Gotoh и реально есть модели, изготовленные как в Японии, так и в США. Сейчас базовые модели собирают в Китае.
Цена покупки: 135$
Средняя цена: 140$-170$, на официальном сайте Японии за новую просят - 36000 йен (300$), но японских аукционах можно купить около 100$ без учёта доставки. Цена очень сильно зависит от модели.
Внешний вид / дизайн: // Оценка 5/7 - 10 баллов.
b]Внешний вид. [/b]
Гитара досталась мне в весьма среднем состоянии, полно всяких мелких коцок, что вполне нормально для инструмента с 22-летней историей. Инструмент изменил тон своего цвета (он стал темнее), даже пленка сохранившаяся на задней крышке пожелтела, но при этом ничего не заржавело. При этом гитара реально выглядит винтажно, видно, что инструменту много лет.
Дизайн.
Если внимательней присмотреться к гитаре, то мы увидим реального маленького ZO – слоника! Дека – это тело слоника с ножками, черное отверстие динамика – ухо, индикатор работы усилителя (диод) – глаз, гриф и голова грифа – хобот. И он реально забавный. А вот из-за изменения или потемнения тона, я долго не мог понять какого она цвета, толи светло-голубая (ручка громкости на этих гитарах обычно ставилась в цвет деки) толи светло-салатовая, так тона этих цветов оказались ооочень близки друг другу, но крутилка громкости - синяя! Но, в итоге, она всё же светло-салатовая! При этом дека выглядит не пропорционально толстой (5.5см) по отношению к размеру гитары и грифу, а виной этому стал динамик, который имеет глубину 4 см. Тем не менее, по мне дизайн не повлиял на эргономичность, на гитаре реально удобно играть. Нет, конечно, я не скажу что это супер, но не ожидал такого от неё. Просто надо приспособиться и дальше все будет ок!
Качество сборки / изготовления: // Оценка 8 - 6 баллов.
Внешне показалось, что гитара сделана добротно, что свойственно японским производителям, как мне думалось. Но начав подробно изучать гитару (я сразу же её разобрал до винтика) стали видны огрехи не свойственные японцам. В гитаре нет экрана, (видимо из-за хамбакера), провода на Jack-выход были обычными, без экранировки. В пайку лазили и лазили весьма коряво. Переключатель питания усилителя был заменен и весьма коряво.
Под пяткой грифа, на удивление, не обнаружилось никаких бумажек, а сам карман прекрасно подогнан под гриф. Ниша для хамбакера и элементов электроники (динамика и батарейного отсека) после фрезеровки не были толком отшлифованы, много заусенцев, хотя чего ожидать от деки, изготовленной из фанеры. Лады закатаны весьма посредственно, встречаются заусенцы. Сами лады средней ширины. Гриф ровный, даже слишком. Колки строй держат, люфта колков нет. Все работает, ничего не хрипит, не болтается. А вот с высотой струн были проблемы – они стояли очень низко, и что бы поднять, пришлось регулировать бридж, задирая неестественно высоко седла. Гайка анкера оказалась утопленной в деке, что делает весьма неудобную регулировку прогиба грифа (что оказалось необходимым), мало того, если её полностью расслабить, то нужного прогиба грифа все ровно не получить даже под натяжением струн. Виной всему установка одинарного анкерного стержня. Видимо производитель посчитал, что он нужен только для усиления сопротивления силе натяжения струн (как на акустиках). Пришлось изрядно поколдовать, что бы добиться хоть какого-то приемлемого прогиба.
Звук: // Оценка 2 /3 (4/7) баллов.
Оценок за звучание несколько, поясню:
2/3 балла – это звучание родного звукоснимателя со встроенным усилителем / с внешним усилителем.
4/7 балла – звучание нового хамбакера со встроенным усилителем / с внешним усилителем.
В целом, смотря видео об этой гитаре, ожидал большего. Нет, конечно, поймите меня правильно, я понимаю, что при таких размерах от этой гитары чудес ждать не приходиться, но я делал ставку, что это не совсем (в нынешнее время) бюджетный вариант «костровой» (travel-гитары) гитары. Конечно, о том, что дека не деревянная, я узнал уже после покупки и уже понимал, что ловить тут будет особо не чего. Во время прослушивания перед покупкой, звук был хриплый и подгруженный, я посчитал, что это подсевшая батарейка (так и было: совокупность подсевшей батарейки, слабого звукоснимателя и не качественной пайки). Ну, а по звуку: родной хамбакер весьма поганенький, он имеет сопротивление 8,4 кОм, звучание плоское, особенно через свой встроенный усилитель.
Было принято молниеносное решение – заменить датчик и провода. Я установил отличный закрытый хамбакер снятый мной с топового японца с очень хорошим «выхлопом». Нет, конечно, это Слоник не стал Fender American Standard (а жаль!), но звучание стало чётким, плотным, у «фанеры» появилось приемлемое звучание. Я решил разнообразить звуковые возможности гитарки и сделал отсечку (поэтому на деке красуется два переключателя)*, это добавило в звучание высоких, принеся в жертву частично выхлоп (хотя, как сказать, родной хамбакер имел сопротивление 8.4кОм, а отсечка у нового датчика - 7.4кОм), ну и конечно добавилось чутка фона. Апгрейд пошел на пользу, это особенно слышно при подключении к внешнему усилителю. В итоге гитара очень удивила хорошим звучанием на ламповом аппарате!
Ломал голову, как получить хороший звук от встроенного усилителя, вплоть до полной сборки нового, альтернативного усилителя. Ведь гитара нормально (в пределах разумного) звучит в Roland MicroCube, который выдает всего-то 2 Ватта с динамиком всего на дюйм больше, в отличие от встроенного в гитару усилителя на 5 Ватт. Но вскоре идею оставил, т.к. у гитары иное предназначение.
*- возможно, читатель задастся вопросом, а чего не поставить Push-Pull, но он чуток не умещается вместе с батарейным отсеком в корпусе.
Видео не буде, т.к. в сети много хорошего видео с ней.
Особенности и функциональность: // Оценка 6-10 баллов.
Гитара имеет, прежде всего, две главные фишки: уменьшенный размер и встроенный усилитель. В высоту гитара оказалась всего-то на 14 см короче страта (86см), но я ожидал более скромной длинны, а вот в толщине она оказалась достаточно толстой – 5,5см (и это без учёта фурнитуры со струнами), в ширине деки – 22см, против 33см у того же Hamer Studio. При этом сама дека маленькая и, не смотря на наличие динамика, вес гитары - 2,5 кг, в сумме это делает её весьма «траспонтабельной».
Что касается функциональности: это, прежде всего, бюджетная гитара, призванная помочь позаниматься в длительной командировке или размяться перед концертом в гостинице или побаловаться на природе или «постритовать» в переходе и т.д.… Проще говоря – это автономная гитара для таскания с собой, не зря она относиться к разряду travel-гитар.
По усилителю: он построен на базе одного транзистора и микросхемы Toshiba TA7313AP и выдает заявленную мощность, но из-за маленького четырёхдюймого динамика мы получаем плосковатый звук (типа как Vox Plugin в наушники). Усилитель не имеет никаких своих регулировок-настроек (на плате есть только один подстроечный резистор, за что он отвечает – я так и не понял, т.к. изменения на нём сопротивления ничего не меняло), но при этом можно получить чистый и перегруженное звучание с помощью регулятора «Volume» на самой гитаре. Чистый – получаем на значении «6», ну а перегруженный – свыше этого значения, причем регулировка получается очень плавной за счёт качественного японского потенциометра Alpha линейной характеристики сопротивлением 1МОм. Для практических занятий – этого за глаза! Но если был бы ревербератор – было бы ещё лучше!
Соотношение цена/качество (суммарный рейтинг): Оценка 5-10 баллов.
По соотношению цена/качество сказать можно, что инструмент стоит своих денег, но не стоит он 28 тысяч рублей за новый! Его реальная цена за новую гитару не более 17 тысяч рублей с учетом кризиса. Конечно, в соотношении это прекрасный инструмент для своих задач, но не более того. С ним не выйдешь на сцену, разве что для прикола. Думаю практичней версия с процессором, она более автономна.
Мнение пользователя: Конечно, разочаровали проблемы, которые всплыли после покупки инструмента: плохое звучание, проблема прогиба грифа. Но после 4-х дней «допиливания», я получил, то что хотел. В целом о покупке не жалею. Инструмент хорош для своих задач!