Я - Фил Ресслер, с 15 июля 2010 года являюсь генеральным директором компании Seymour Duncan. До сих пор я не публиковал сообщения здесь на форуме, но уже много лет являюсь его читателем. Наблюдая за обсуждениями наших датчиков Zephyr Silver тут и там, я хотел бы рассказать, почему мы выпустили эту серию датчиков, чего мы хотим этим достичь и чего в итоге ожидаем. Но для начала, пожалуй, немного предыстории, ибо Zephyr Silver обрел свое существование благодаря моему личному капризу…
Я с радостью рассказал бы о себе побольше, но ограничусь лишь несколькими общими штрихами… Я трачу свои кровные на гитары с 1968 года, а на high-end аудио – с 1974, хотя получал образование и делал карьеру за пределами музыкальной индустрии. Я заморочен звуком гитары не меньше вашего, даже не смотря на то, что все здесь наверняка играют на гитаре лучше меня. Когда речь заходит о гитарном звуке, я точно знаю, чего мне следует обходить стороной и что мне приходится по вкусу, и при этом я никогда не пытаюсь копировать звучание других гитаристов. Для меня очень важно качество звучания всего, что имеет отношение к музыке, но я не порабощен процессом бесконечных поисков лучших настроек. Я разграничиваю гитарные и хайэндовские понятия, но не стесняюсь пересекать эти границы в случаях, когда мне это кажется обоснованным.
Я аутсайдер в индустрии музыкальных инструментов, и для меня было откровением видеть, как парад лучших гитаристов и гитаростроителей на NAMM или где бы то ни было, чествует Сеймура любовью, признательностью и уважением. Команда управления компании Seymour Duncan очень серьезно относится к такому наследию. В то же время, всем должно быть ясно, что компания – это нечто большее, чем только сам Сеймур, и разработкой продуктов здесь занимаются несколько сотрудников. Еще одна вещь - мой приход в этот бизнес совсем не означает, что степень вовлеченности самого Сеймура в этот бизнес снизится. Фактически, я и моя команда целенаправленно погружает Сеймура более глубоко в такие дела, как разработка продуктов.
Итак, Zephyr Silver. Несколько месяцев назад я попросил свою команду подумать над тем, как бы они смогли усовершенствовать конструкцию пассивного датчика, если бы были свободны от традиционных конструктивных ограничений. Я полностью понимаю консерватизм гитаристов, выступающих в качестве покупателей, но если продолжать усовершенствовать конструкцию датчика, то разрывов с прошлым избежать не удастся. Никто не может упрекать Seymour Duncan в недостатке внимания к традициям в своей продуктовой линейке, так кто же лучше нас смог бы указать путь к будущему гитарного звука? Мы имеем отточенные технические клише для разработки и реализации наших проектов, и в то же время наша компания располагает всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы смотреть в будущее столь же пристально, как и в почтенное прошлое…
Для начала я предложил поэкспериментировать с серебряной проволокой, хотя предполагалось, что целесообразность ее использования будет обоснованной только в случае получения результатов, демонстрирующих улучшения в звучании и выразительности.
Бобины.Когда я пришел в компанию, то узнал, что на фабрике иногда вносятся незначительные изменения в состав материалов, но в рамках установленных технологических норм. Изменения в составе материалов для изготовления бобин были связаны с качеством их финальной доводки. Но покупатели ожидают от нас непрерывного роста уровня качества продукции, а так же гарантий постоянства в воспроизведении модельных характеристик, чтоб не было разницы между двумя датчиками, купленными в разных магазинах.
И тогда я установил правило, согласно которому никакие изменения не могут быть внесены в материалы датчиков без эмпирических и сонических тестов. Прослушивание – окончательный арбитраж для любых изменений в составе материалов. Только так решается, являются ли в результате внесенные изменения приемлемыми, полезными, или не соответствующими ожиданиям. Поэтому я попросил Фрэнка Фальбо (Frank Falbo) проследить за производством трех идентичных пар различных моделей гитар для испытательного стенда (телик, страт, и модель с двумя хамбакерами). Грифы для каждой пары этих гитар были изготовлены из одной доски, деки так же изготовлены из одной доски. Доски были отобраны из запасов Jean Larrivee. Все эти пары тестовых гитар получились идентичными настолько, насколько это вообще возможно, вплоть до идентичности волокон древесины, веса инструментов и их звуковых характеристик. Теперь мы слушаем изменения в звучании датчиков лоб-в-лоб, без компромиссов, связанных с неточностью звуковой памяти.
Мы испробовали несколько различных материалов для производства бобин и определили нейлон+стекловолокно (glass fiber-fill nylon) в качестве предпочтительного материала из-за его консистенции, возможности качественной доводки и долговечности. Но так же применение этого материала внесло легкие положительные изменения в качество звучания, с чем согласились все участники тестов, включая меня. В этих тестах мы попеременно использовали те самые пары идентичных гитар с установленными на них датчиками, имевшими отличия исключительно в материале бобин. Нейлон+стекловолокно однозначно выигрывал по своим соническим характеристикам. Убедившись в повторяемости результатов слепого прослушивания при проведении данного теста в результате исключения разницы в звучании гитар, мы провели следующий тест – серебряная проволока против медной при всех прочих равных условиях, включая диаметр самой проволоки. Все эти тесты положили начало разработке нового датчика, позже получившего имя Zephyr Silver.
Изначально я попросил команду разработчиков приступить к экспериментам с серебряной проволокой в качестве основы для будущих датчиков основываясь лишь на своих интуитивных предположениях. Как в сфере хай-энд аудио, так и в сфере гитарного звука использование серебряной проволоки является спорным усовершенствованием. Многие люди находят, что серебряные кабели делают звук слишком ярким (возрастает высокочастотная составляющая), или даже жестким, не музыкальным. И хотя использование серебра в кабелях получило весьма широкое распространение, я все-таки думаю, что мы регулярно имеем дело с ошибками разработчиков таких кабелей, упускающих важность правильного подбора диэлектриков и геометрии переплетения нитей серебряного проводника. Из-за присутствующего скин-эффекта (
Википедия: Скин-эффект) многие люди в гитарном и хай-энд аудио находят звучание посеребренных медных проводов более предпочтительным, чем чисто серебряных. Тем не менее, имеется положительный опыт использования серебра, например в катушках. В хай-энд аудио серебряный провод получил повсеместное рспростарнение в качестве материала, применяемого в обмотках трансформаторов и катушках головок (типа MC - moving coil) для проигрывателей винила.
Точно так же как и гитарные датчики, многие винтажные картриджи (речь идет о картриджах типа MC - moving coil) для проигрывателей винила глубоко почитаются искушенными аудиофилами, ценящими тональную и эмоциональную точность в музыке выше нереалистичной детализации и гипер-разборчивости. Приведу два примера. Картридж Denon DL103 производится с 1964 года и предлагается в нескольких различных модификациях, отличающихся исключительно материалом моточной проволоки без других конструктивных отличий. Серебро, золото, посеребренная медь, позолоченная медь, медь шесть девяток, медь четыре девятки, - все эти материалы имеют характерные сонические особенности и предлагаются дополнительно в качестве альтернативы оригинальным медным катушкам. Начиная с 1959 года легендарный Ortofon SPU так же предлагается в серебряном и золотом вариантах в дополнение к оригинальному медному. Лично я имею несколько различных вариантов картриджей обоих приведенных для примера моделей. Я так же использую ламповые усилители мощности с серебряными проводами в сигнальном тракте и с серебряными обмотками трансформаторов, а так же серебряные провода в фонокорректорах. Результат - впечатляющая тональная полнота звучания. В целом применение катушек с серебряным проводником в хай-фай оборудовании характеризуется богатой тональной полнотой, очень быстрыми переходными характеристиками, высокой прозрачностью звучания без излишней яркости или резкости, расширенным частотным диапазоном с обоих концов, энергичным и быстрым реагированием на все динамические нюансы.
Я предположил, что применение серебряного проводника в гитарных звукоснимателях будет иметь схожий положительный эффект, поэтому и попросил свою команду начать работу в этом направлении. Ведь даже спорная соническая «прозрачность» серебра может оказаться полезной, например, для передачи тональных различий между породами дерева, как в деках, так и в грифах.
Мы были готовы незамедлительно отказаться от использования серебряного провода, если бы он звучал хуже, или даже просто не лучше, чем медный. Какой прок от дорогостоящего серебра, если оно не привносит улучшений в звучание? Но все мы (и лично я) отчетливо слышали разницу, и эта разница была безоговорочно в пользу серебра.
Удовлетворенные тем, что серебро является отличной основой для нашего первого продукта линейки Zephyr, мы приступили к дальнейшим поискам возможных усовершенствований, шаг за шагом тестируя каждый элемент конструкции датчика. Каждое новшество сначала тестировалось на медных датчиках, и в случае наличия успешных результатов, мы проводили аналогичные тесты с серебряным экземпляром. Я попросил использовать три или четыре элемента конструкции датчика в различных комбинациях для нашего первого продукта Zephyr, и после внимательного прослушивания мы остановились на следующем варианте используемых материалов: серебряный провод с криогенной обработкой, нейлон со стекловолоконным наполнением в качестве материала для бобин, и би-металлические (bi-metallic) магнитоводы для хамбакеров. Звук этих датчиков просто поразил меня.
Для описания своих впечатлений от звука я использовал ассоциативный язык, и мои ассоциации во многом весьма точно отражают мои ощущения и в качестве гитариста, и в качестве любителя музыки, слушающего звучание гитары. Ассоциативный язык помогает объединить основные понятия, характеризующие гитарный звук, с некоторыми хорошо развитыми (непосвященный скажет «витиеватыми») терминами, используемыми уже более трех десятков лет в продвинутых аудиофильских кругах для описания нюансов звучания различного хай-файного оборудования. Некоторые гитаристы подозрительно косились на меня, когда я впервые попытался описать им свои впечатления от услышанного на таком вот «языке». Но когда они слушали звучание датчика своими ушами, то просто мычали в поисках подходящих слов…
Широта частотного диапазона и тональные особенности звучания в известной степени варьируются в зависимости от используемого при игре усилителя. При использовании широкополосного усилителя и акустических систем отличительные особенности датчика становятся более заметными. Гитарный усилитель с подрезанным частотным диапазоном и слишком «теплый» динамик могут скрыть эти особенности от ваших ушей. Но тем не менее у этого датчика есть одна особенность, которую не скроет ни один, пусть даже самый ограниченный в частотном диапазоне усилитель, - это взрывная динамика и реактивная чувствительность к прикосновениям.
Как бы то ни было, я даже близко не рассчитываю, что Zephyr Silver придется по вкусу всем и каждому. И полностью согласен с тем, что вопрос о соответствии цены датчиков их звучанию – это очень субъективный вопрос. Но если даже вы предпочитаете медь любой ценой, то… хорошо, у нас ее тоже предостаточно. У Seymour Duncan есть пара сотен вариантов звукоснимателей с традиционным дизайном.
Первые плоды реализации любых подобных инициатив всегда стоят дорого, но прошу понять, что это не попытка «сорвать куш». Себестоимость датчиков Zephyr Silver выше, чем у медных. У этого есть множество причин, в том числе стоимость исследовательских и внедренческих мероприятий, интерес дистрибуторов и т.д.
Я не ожидаю большого количества продаж сетов датчиков с MSRP $ 1195 и $ 995. Говоря откровенно, и мы это отмечали в презентации наших датчиков, продукты линейки Zephyr отражают то, что мы любим и ценим в производстве. Линейка Zephyr создана для представления новых идей в производстве звукоснимателей, это не традиционный продукт. Мы можем обещать, что датчики Zephyr будут звучать именно так, как мы описываем. Но найдется ли хоть десяток или тем более множество тысяч людей, кто согласится, что эти звуковые характеристики представляют для них ценность? Это нам не известно, да в целом и не имеет для нас значения.
Мы не просим у рынка разрешения на запуск линейки продуктов Zephyr, но мы и не делаем рискованных ставок на их успех. Продукты Zephyr воплотили желания и непременно порадуют определенный круг потребителей. По мере их принятия, элементы продуктов линейки Zephyr могут быть использованы и в более традиционных моделях. Спустя лет тридцать нам возможно придется выпускать Zephyr Silver Antiquity, как сегодня мы выпускаем Antiquity JB & Jazz. Или нет.
Мы не в коем случае не отклоняемся от принятого курса на удовлетворение требований профессиональных музыкантов и по-прежнему фокусируемся на высоколиквидном продукте. На выставке NAMM мы представили 16 новых продуктов. Из них только два являются дорогостоящими и только Zephyr Silver не является традиционным решением. Гитара Seymour Duncan 35, выпущенная очень ограниченным тиражом, сделана в традиционном винтажном стиле, хотя по сути она воспроизводит инновации, воплощенные Сеймуром около 40 лет тому назад. Zephyr Silver играет роль продукта, указывающего новое направление дальнейшего развития гитарного звука, и мы посмотрим, насколько точно. Может быть даже более точно, чем кто-либо из нас сейчас может предполагать.
Отзывы артистов, дилеров, прессы и гитаристов, посетивших NAMM, были положительными, интерес был высоким, и даже скептически настроенные зеваки были восприимчивы к нашим аргументациям и доводам.
И напоследок я скажу, что в серии Zephyr серебро – это начало, не конец. Я рассчитываю продолжать исследования и находить новые материалы для использования в датчиках, одни возможно будут дешевле, а другие будут и подороже. И мы сделаем серию индивидуально подбираемых «зефирных» опций для заказов в нашем кастом-шопе.
Давайте посмотрим, что произойдет в будущем.
Best regards,
Phil Ressler
CEO
Seymour Duncan
Опубликовано: 18 января 2011г.
Оригинал статьи