Евстафий,согласен,но!
Во-первых,действительно не все хорошо знают гриф,то есть пенту,диатонику,лады,арпеджии сэптаккордов итд,не всё так просто 
... ну в таком случае я бы сказал, что у человека просто нет базовых знаний, которые необходимы для любой музыки, т.е. о джзовой импровизации тогда думать рано

.
А во-вторых без знания выше сказанного это будет дрессированная обезьяна,но выучит она фразы и будет играть,но их же надо разобрать,понять почему и как сыгранно применительно к данному моменту 
Это логично.Я тоже так думал где-то с полгода назад, честно. Но сейчас, все больше убеждаюсь на своем примере, что знание звукорядов для меня оказывается все более и более бесполезным в джазовой импровизации. Как ни странно на базе выученных фраз начинают рождаться свои, причем
в голове, их остается переложить на инструмент и вуаля. И звукоряды тут оказываются сбоку

.
Я даже больше скажу: в принципе теоретически обосновать можно любую музыкальную фразу, даже полную белиберду. Интересно еще и то, что теоретические приемы (допустим экзотичное применение некого арпеджио или звукоряда в определенный гармонический момент) работают далеко не всегда. Оказывается этот принцип применим только в определенном
мелодическом контексте, то есть становится не принципом, а некой частностью. Мне кажется в джазе столь мало универсальных теоретических приемов построения фраз, что надо либо очень сильно усложнить теорию, либо (проще?) отказаться от столь теоретизированного подхода и полагаться на развитие собственно музыкальности (творческой интуиции, вкуса т.п.).
... и добавил: Кто-то крутой (не помню точно кто) сказал - надо не учить фразы, а учиться у фраз
Т.е. фразы учить , конечно, надо, но более важно понимать как это работает и уметь самому создавать аналогичные вещи..
Да, учиться у фраз - это более верное выражение. Согласен с тобой во всем!
Про понимание, надеюсь мы не о математике? Парадоксально то, что мы можем теоретически определить из каких элементов состоит фраза (тут такое-то арпеджио, здесь элементы такого-то звукоряда, здесь хроматика и т.п.), но мы не можем (и никто не может) объяснить почему она работает))).
Я все зученные мною фразы по привычке разбираю теоретически, скажу прямо, далеко не всегда имеет смысл это делать, так как математически реализуя точно такой же принцип при построении своей собственной фразы часто не достигаешь того же музыкального эффекта, а порой и наоборот, получаешь абстрактную сухую глупую конструкцию.
Мне кажется надо говорить в большей степени о понимании музыкального смысла фразы, а не о ее математической конструкции. ИМХО.