О ладах народной музыки и медитации
Не буду изобретать велосипед, и писать целую статью, посвящённую ладам народной музыки. Эта наиважнейшая для гитаристов тема и без моего участия очень подробно и толково представлена на различных сайтах и в книгах, посвященных теоретическим аспектам. Просто, предлагаю вашему вниманию свою наработку, которая помогает её лучше освоить и закрепить. Я неоднократно сталкивался с проблемой, когда студент через некоторое время после изучения данной темы, не мог вспомнить ничего, кроме некоторых названий этих ладов. В лучшем случае он ещё удерживал в голове общий принцип диатонического построения, но закрепить в голове характерные ступени и, какой лад минорный, а какой мажорный, к сожалению, было уделом избранных. Для того, чтобы эта тема не вызывала подобных проблем, если, конечно, эти проблемы есть, предлагаю подойти как можно творчески к их решению и уделять этой теме хотя бы минут пятнадцать времени Ваших домашних занятий на гитаре.
Для начала стоит выучить все звукоряды на одной струне и играть их вверх и вниз одним пальцем. Я предлагаю делать это на первой ми. Знаков в мажоре, конечно, многовато, аж четыре, но оно того стоит. Зубрить бесполезно. Всё равно, скорее всего, потом забудете. Постарайтесь для начала запомнить, какой лад мажорный, какой минорный. Акцентируйте I III и V ступени каждого лада. Вообще очень важно научиться на слух определять тоническое мажорное и минорное трезвучие. Конечно, без серьёзных занятий сольфеджио этого добиться непросто, но есть маленькие хитрости, которые могут помочь. Постарайтесь услышать знакомые мотивчики (попевки) в сочетаниях I III и V ступеней мажора и минора. Примеры 1 и 2. Это может быть вальс Штрауса,
How to play Strauss in 6 lessons Капитан, улыбнитесь Дунаевского, Чижик-пыжик или Rock around the clock Билла Хейли в мажоре
. И Подмосковные вечера Хренникова, Эх, дубинушка, Вставай страна огромная Александрова, кстати, не удивляйтесь, это действительно вальс, в миноре
.
Теперь поиграйте ионийский мажор и эолийский минор. Это самые обыкновенные натуральный мажор и минор, но с красивыми названиями. Начать надо с них, чтобы впоследствии лучше слышать характерные ступени остальных звукорядов. После того, как поиграли гаммы вверх и вниз, попытайтесь посочинять мелодии, двигаясь вдоль грифа по мажору и, затем по минору. Для того, чтобы мотивы звучали мощнее, добавляйте периодически ми на 6-й струне. Эта тоника в басу будет постоянно удерживать Вас в тональности и не даст Вам выпасть из звукоряда (собственно, поэтому, мною и предложена самая гитарная тональность – МИ).
Затем сфокусируйте внимание на характерных ступенях оставшихся пяти звукорядов. Поверьте, играя гамму одним пальцем вдоль грифа, а, не мучаясь в позиции, это не так уж трудно. Постарайтесь прочувствовать, какой колорит характерная ступень вносит в звучание этих звукорядов. Так VI# ступень в дорийском миноре вносит в этот лад толику оптимизма, послушайте, как будет звучать похоронный марш Шопена с этой ступенью. Пример 3. Согласитесь, теперь пациент скорее жив, чем мёртв.
Кстати, дорийский минор – лад, который очень часто используется в классическом роке, поэтому его, а так же миксолидийский мажор надо запомнить в первую очередь. Затем отметьте испанский колорит IIb во фригийском миноре, Таинственный «Полёт в Blue dream» IV# в лидийском мажоре, Ирландскую терпкость VIIb в миксолидийском мажоре, он нам скоро ещё пригодится в развитии темы
Мажорный блюз. Посочувствуйте локрийскому уменьшённому, так и хочется обозвать его лоХрийским. Как его бедного скособочило из-за пониженной пятой. Даже не минор, а ещё хуже – уменьшенный.
Сочиняйте в этих ладах протяжные попевки одним пальцем, или слайдом, если хотите, не забывайте периодически дубасить по открытой 6-й ми, добавьте медитативности посредством дилея, а, главное, отслеживайте, по каким ступеням Вы двигаетесь, сочиняя Ваши мотивчики.
Кстати, если вы уже знакомы с элементарными принципами гармонизации, то, помимо педальной открытой 6-й ми, добавляйте, когда необходимо, ля на пятой, си на второй, а в миксолидийском - ре на четвёртой. Конечно, доминанта си на второй струне будет звучать слишком уж высоко для баса, но для развития навыков гармонизации, это не так уж криминально. Главное, сочиняя мелодии в диапазоне одной октавы, отслеживайте, по каким ступеням Вы двигаетесь. Удачи и, Да здравствует, тональность МИ!