Аппетитные аккордовые формы Автор пока ещё не впал в маразм, по крайней мере, он так думает,
и не страдает припадками эротоманического психоза (интересно, такой вообще бывает?). Просто, бытует досужее мнение, что образ гитары на неокрепшем подсознательном уровне формирующегося подросткового мышления ассоциируется с образом женщины. Это, якобы, объясняет непреодолимое желание многих пацанов взять её (гитару) в руки. Так это или нет, судите сами. От себя скажу, что некоторые аналогии и сходства, безусловно, просматриваются. Гитара, как и женщина, сначала заманивает нас своими прелестями (красиво выглядит, завораживающе звучит, когда её трогаешь)
и, кажущейся простотой в обращении (в случае с гитарой это апликатуры аккордов, таблатура), а потом, когда мы уже подсели на её звучание, вдруг выясняется, что для серьёзных с ней отношений мы должны всё на фиг бросить и заниматься только ей. Отсюда и название темы, в которой пойдёт речь о гитарном грифе (опять, блин, фрейдистская тема)
, аккордах и системе их организации на грифе, что сулит нам, мужикам, и примкнувшим к нашим рядам отважным гитарным амазонкам, по началу, огромную выгоду, а дальше, как повезёт.
Итак, разрешите представить, Аккордовые формы. Для начала сыграем в открытой позиции мажорные трезвучия C – A – G –E –D.
Пример1. Мажорное трезвучие. Надеюсь, это уже не составляет для вас труда. Сыграв эти трезвучия, можно сделать смелый вывод, что у нас есть пять аппликатурных вариантов исполнения элементарного мажорного трезвучия. Визуально аппликатуры не похожи друг на друга, даже тонику в басу мы берём разными пальцами (то первым, то третьим), и на разных струнах (2-а раза берём её на пятой, два раза на шестой и один раз на 4-й), да и графические рисунки этих аппликатур выглядят по-разному. Но, сути дела это не меняет, пять раз мы сыграли простое мажорное трезвучие, правда, пока от разных нот. А теперь построим вдоль грифа аккорд до-мажор, при помощи этих пяти аппликатур, их ещё называют
аккордовые формы, расположив их в таком же порядке
CAGED, в каком играли трезвучия в открытой позиции. Главная задача – быстро находить первую ступень - ноту до на басовых струнах и, выстраивая от неё аккорд, в нужной в данный момент аккордовой форме, смириться с фактом, что теперь функцию порожка будет выполнять первый палец, зажимающий баре.
Пример 2. ChordForm1Первая аппликатура(форма С) – 3-й палец на 5-й струне, берём аккорд в открытой позиции. Здесь и название аккорда, и название аккордовой формы совпадают – аккорд До мажор, аккордовая форма С. Далее название аккорда будет оставаться неизменным (всё тот же До мажор), меняться будут только аккордовые формы, в которых мы этот аккорд будем играть вдоль грифа. Итак, следующая форма выглядит, как аккорд А в открытой позиции, правда, берём мы его теперь в III-й позиции, нам же До мажор нужен! – 1-й палец на 5-й струне. Получился аккорд До мажор в аккордовой форме А. 3-я аппликатура – ну вылитый G, правда взяли мы его в V-й позиции, и теперь он уже звучит до мажором. Главная нота до находится здесь на 6-й струне, держим её 3-м пальцем и называем аккорд До мажор в аккордовой форме G. Четвёртая форма, это же любимый блатной Е, который мы взяли в VIII-й позиции, теперь он опять построен от ноты до, стало быть это теперь До мажор в аккордовой форме Е. Здесь тонику до жмём 1-м пальцем, удерживая баре из последних сил. Ну, и последняя форма, визуально это аккорд D, который мы передвинули из открытой в X-ю позицию, зажав ноту до первым пальцем на 4-й струне. Получился До мажор в форме D.
Итак, мы только что сыграли аккорд до-мажор по всему грифу, используя пять базовых моделей, или, как их ещё называют -
АККОРДОВЫХ ФОРМ. Благодаря этому мы не только запомнили расположение аппликатур одного аккорда по всему грифу, но и сделали серьёзный прорыв в самом понимании расположения аппликатурных моделей, а также принципа расположения внутри этих аппликатурных моделей ступеней трезвучия. Запомните волшебное слово
CAGED (
"в клетке" по-английски). Ведь точно так же, как пишется это слово, аккордовые формы выстраиваются на грифе. За формой С идёт А, за формой А находится форма G и т.д.
В данном уроке мы пока остановимся только на трезвучиях. Когда будете осваивать аппликатуры, смотрите внимательно, какой палец за какую ступень в данной аккордовой форме отвечает. Это очень важно. Так в форме С I-ю ступень до зажимает 3-й палец на пятой струне, III-ю ми 2-й на четвёртой , V-я ступень нота соль на третьей открытой струне, потом опять I-ю до через октаву жмём 1-м пальцем на 2-й, а III-я ми это 1-я струна открытая. Постарайтесь сами разобраться с местоположением этих трёх ступеней До мажорного трезвучия (нотах до, ми и соль) в оставшихся 4-х аккордовых формах и, да пребудет с вами сила.
Думаю, читателю уже понятно, что, когда мы разберёмся с тремя ступенями аккорда в каждой из пяти аппликатурных моделей, мы вплотную займёмся оставшимися 4-я ступенями до мажорной гаммы внутри каждой из этих форм и их взаимосвязью с нотами аккорда До мажор - до, ми и соль(этой теме будет посвящён следующий урок).Думаю, после этого построить любой другой аккорд, помимо мажорного трезвучия, или любую гамму уже не составит большого труда.