Хроматические фигурации, муштра пальцев или бедный Николай Андреевич 
Чтобы разрешить теологический спор о пальцевых связках, Ваш покорный слуга принял соломоново решение – выложить этюд, развивающий не три, а аж четыре пальца. Прислушавшись к справедливому голосу общественности, пальцы пронумеровал, но только в тех фрагментах, где, на его взгляд, это жизненно необходимо. Перед тем, как приступить к надругательству над бессмертным творением
Н.А. Римского-Корсакова (бедный Николай Андреевич, знал бы, как все, кому не лень будут извращать его Полёт Шмеля, может, воздержался бы его сочинять) необходимо поработать над упражнениями 1, 2 и 3. Первое упражнение Восходящее хроматическое движение.
Задача максимально простая – последовательно расположить 4-е пальца с 1-го по 4-й на 4-х соседних ладах. Главное, что необходимо почерпнуть из первого упражнения - наработать навыки построения и пальцев в строевом порядке. Не снимайте пальцы раньше времени. Дождитесь пока все четыре пальца встанут на лады. Старайтесь не задирать пальцы слишком высоко над грифом. Сконцентрируйтесь на точности, а не на силе удара. Второе упражнение Нисходящее хроматическое движение.
Здесь задача более сложная – научиться снимать с 4-х соседних ладов пальцы с 4-го по 1-й в последовательном порядке. Аккуратно снимаем пальцы с грифа. Начинаем с 4-го, когда сняли 2-й, ловким движением ставим три пальца с 2-го по 4-й на следующую струну, как только почувствовали, что пальцы на месте, сразу присоединяйте к этой шеренге первый. У новичков это получится не сразу. Помучайтесь. Оба упражнения играем переменным штрихом. Первая и третья нота – удар вниз, Вторая и четвёртая – удар вверх. Легато в левой руке (хаммеры в первом упражнении и пулы во втором) приветствуется, но начинающим я дополнительно нагружать левую руку не советую. Ещё успеете её переиграть Ха-Ха-Ха. Если серьёзно, новички всегда стараются бежать быстрее паровоза. Это нормальное стремление, но крайне вредное. Повторяю. Если Вы только недавно взяли в руки гитару, не добавляйте пулы и хаммеры сразу. Можете себе навредить. Следите лучше за переменным штрихом. Точных ударов медиатора для хорошего звукоизвлечения вам вполне хватит. В третьем упражнении
просто соединяем восходящее и нисходящее движения, и играем их вдоль грифа, сначала строго меняя одну позиции на последующую, а потом изобретаем свои смены, вплоть до скачков через несколько ладов.
Полёт шмеля
Новички, не обижайтесь, но эту пьесу вам играть ещё рано. Она предназначена для людей, имеющих определённый гитарный опыт. Лично я предлагаю играть это произведение уже продвинутым студентам, которые отучились в Гитарном Колледже не менее нескольких месяцев и прошли там должную теоретическую и физическую подготовку. Так что пока не торопитесь его разбирать, только время потратите. Ещё успеете.
В основном, играя это произведение, мы нарабатываем навыки, освоенные в трёх упражнениях, о которых написано выше. Всё та же муштра пальцев по четыре звука вверх и вниз, те же смены позиций, тот же переменный штрих, но я умышленно написал некоторые аппликатуры этой композиции максимально неудобно для левой руки, чтобы в полной мере нагрузить все четыре пальца. Вы это особенно почувствуете, играя основную тему (она начинается с 4-го такта, а затем неоднократно варьируется, так что будет возможность эту аппликатуру хорошо освоить). Главная сложность в этом фрагменте – заставить мизинец вовремя соскакивать с одной струны на другую. Чтобы это получалось, советую обратить внимание на акцент медиатора в этом месте. На мизинец оба раза бьём вверх. На этом кусочке в 4-м такте я особо заострил внимание, написав под нужной нотой направление удара. Рекомендую сначала посидеть над четырьмя тактами с 4-го до 8-го и поиграть этот период в медленном темпе. Он будет далее постоянно повторяться в различных вариациях. Не налегайте на скорость. Как бы Вы быстро этот этюд не играли, чемпионат всё равно не выиграете. Для этого нужны более удобные аппликатуры. Наша задача не победа на соревнованиях, а планомерное, гармоничное развитие всех 4-х пальцев. Впрочем, напилить достаточно быстро Шмеля в такой адаптации вполне возможно, хотя, это будет УЖАС НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ!
Удачи.
P.S. Ноты написаны в Гитар Про, который я терпеть ненавижу по ряду причин. Все озвучивать не буду, но даже тот факт, что нотатор автоматически всю хроматику раскидал в диезах, уже бесит. Ведь по законам голосоведения восходящее хроматическое движение обозначается диезами, а нисходящее бемолями. Неужели трудно было создателям такой раскрученной программы учесть сей факт? Так что приношу свои извинения за этот казус, но вся хроматика написана диезами, что вобщем не правильно.