Слон, ты в очередной раз высказал главную проблему методики обучения импровизации: либо заучивать до автоматизма большой набор коротких фраз - своих или от мастеров- не важно, либо учить человека сочинять и исполнять собственную мелодию в режиме реального времени.
Импровизация процесс комплексный. Он состоит из трех вещей: 1. импровизация по слуху, играем то, что слышим; 2. "словарный запас", играем что-то из тех фраз, что стырили у других или придумали сами; 3. играем "по теории", если можно так говорить, то есть, зная что на что ложится, используем это в своей игре.
На самом деле, сыграть соло можно и с помощью только пункта 1, то есть используя исключительно свой слух, но здесь мы можем очень скоро иссякнуть, если у нас нет чего-то "про запас". Можно сыграть соло исключительно с помощью пункта 2, но тогда есть большая вероятность, что соло будет походить на "набор фраз" и будет несколько угловато, если мы не слышим что играем. С помощью пункта 3 без слуха вряд ли чего вообще можно сваять вменяемое. Таким образом, все эти три пункта дополняют, нуждаются друг в друге и "питают идеями" друг друга. А слух должен обеспечивает контроль над всем.
Конечно, самый полный эффект и большие возможности в импровизации достигаются тогда, когда все эти три пункта соединяются вместе. Так и должно все работать, все эти высказанные мной идеи говорят многие в своих школах, например, Скотт Хендерсон. Если посмотреть на соло мастеров, то можно заметить использование одних и тех же фраз, которые являются тем самым излюбленным, "заученным до автоматизма багажом", но вот только используются они просто с потрясающей гибкостью (слово "заучивать" сразу особый смысл принимает, как только понимаешь всю эту гибкость), те самые заученные фразы в каждый данный музыкальный момент потрясающе органичными оказываются. И еще можно заметить, как мастера могут делать классное соло из пары тройки каких-то фраз в ключевых моментах, искусно и органично соединяя все это "водой" из "чисто слуховой" игры, и это есть профессионализм. А вот в соло не очень опытных музыкантов иногда бывает "слишком много мысли", туда бухается просто все, что в голове уместилось за долгий период обучения. Но это все одно лучше, чем отсутствие какой-либо мысли вообще.
Мне понравилось соло номер 7. Появится возможность, поставлю плюс.