Да на самом деле народ этот не стал таким при советах, а и был таким при царизме, и составлял практически всё население дореволюционной России. И полтора офицера имеющих честь и болеющих за родину, включающих алчного Парамошу, при первой возможности достойно рванули за кордон со своими армиями, на столько они любили свою Родину. Так что народ в России был таким всегда, тёмным , дремучим, способным убить при любом удобном случае, будь то старуха, убитая продвинутым студентом, или красавица не возжелавшая любви сельского интеллегента, или алканавт Челкаш, оказавший помощь нищему студенту и получивший за это бульником по жбану от этого же студента, или ещё какой невинно убиенный тем же Васькой Пеплом, или Клещом в угаре кабачной пьянки, включая ежедневные семейно-родственные поножoвщины.
Проблема людей с забитой совком головой в том, что для фактических знаний об истории России, до 1917-го и до ВМВ, места нет, всё совковой пропагандой забито. Единственный выдуманный студент раздувается на всё студенчество и так далее. Как Толстой писал об истории, как отношении правителей, "а кто же в это время землю пахал?". Кто Транссиб построил? Кто Порт-Артур, Осовец оборонял, пока кучка большевиков терроризмом занималась, разбоем, убийствами? Кто нефтяные промыслы в Баку открыл и разрабатывал? Кто ижевские и воткинские заводы построил, рабочие которых потом с красными бандами воевали? Кто всем этим руководил, лечил, разрабатывал инженерные проекты, учил студентов?
Ещё раз, около 80% служащих было из этого самого народа, получивших образование и тем самым открывших себе любые пути для карьеры.
Так что презрение Преображенского к своему народу это не приобретённое в послереволюционной России, а берущее корни много столетий назад, презрение к собственному народу, сидевшее глубоко в душе каждого российского "аристократа" включая царя.
Преображенский относился к народу ровно, не любя и не презирая его, как к обычному фактору жизни. Выходцы из народа через образование и карьеру вполне могли войти в его круг общения. Остальные простолюдины его просто не интересовали.
Другое дело, совковая выдумка "народ", когда только на основе происхождения "от сохи" совковая власть давала привилегии и всячески поощряла ту самую темноту и дремучесть, противопоставляя её традиционной культуре образованных людей и объявляя высшей ценностью. Это самое "заколотить парадную и ходить через чёрный ход".
Большевики же дали этой черни образование, построили для них университеты и училища, и это довольно быстро дало свои плоды, сделав советский народ одним из самых образованных.
Большевики убили большинство тех, кто мог дать им настоящее образование, а остальным не давали учить по настоящему, поэтому индустриализацию делали американские и немецкие инженеры. Потом, когда совковый маразм в этой области стал очевиден, возвращение некоторых принципов преподавания Российской Империи позволило более-менее наладить техническое образование. Но совковое качество изделий показало цену этому. В гуманитарном разгром так и не выправился, поскольку всё научное, связанное с человеком, было заменено бредовой идеологией и было вынуждено под эту идеологию подстраиваться. Потому и появился термин "образованщина" и последующие события, перестройка, показали чего стоит этот "один из самых образованных народов".