продолжаю метать бисер..
начеркался ненароком следующий опус.
о моем отношении к религии (очередная часть).
что такое религия вообще и христианство в частности? взять, к примеру, ту ее часть, где человеку за хорошее поведение "при этой жизни" обещается жизнь вечная и беспроблемная "там".
никто это "там" не видел по-определению. т.е. по определению самой религии. ну, т.е. сама религия говорит: "туда" можно попасть только одним путем - умерев, и нет никакой возможности оттуда вернуться. как следствие, не может быть ни одного свидетеля, как оно "там". просто потому что те, кто "там", тут уже умерли и говорить, опять же по-определению, не умеют, а значит и рассказать не могут.
это утверждение нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. т.е. самой религией построена этакая апория - логически абсолютно корректная мысль, со всех сторон защищенная от нападок какой-либо возможности разобраться. сродни той схеме, вошедшей во многие анекдоты, "пункт второй, если ... не прав/неверен/ошибается, см. пункт первый".
очень удобная позиция. "а точно ли в аду черти грешников на сковородках жарят?" "а влезу ли я, будучи в раю, в ту кофточку, которую я двадцать лет назад носила?" "а правда ли, что у архангела гавриила на носу бородавка с орех?" все эти вопросы разбиваются о "см. пункт первый".
мне это напоминает один эпизод из моей жизни. смотрели в детстве фильм "тайна железной двери"? там мальчик творит чудеса, пользуясь волшебными спичками. сломал спичку - сотворил чудо, сломал - сотворил. мы с сестренкой решили проверить, а вдруг мама от нас прячет волшебные спички! мама спички держала глубоко в шкафу в нижнем ящике за кипой белья. и вот, пока мамы не было дома, мы уселись перед шкафом на пол, вытащили заветный коробок, загадали желание (уж не помню - какую-то суперскую игрушку) и сломали первую спичку. увы.. чуда не случилось. поискали вокруг, пошарили под столом, даже в туалет заглянули - нет игрушки.
здесь наступает очень важный момент. нам бы понять, что сказка о волшебных спичках - всего лишь сказка, положить спички в шкаф и забыть. но.. не так легко было отказаться от мечты. как же быть? и вот мы своим детским умишком решили, что все просто: спички настоящие, и игрушка действительно сотворилась. просто она сотворилась.. не здесь! сотворилась она в таком месте, куда нам нет доступа - т.е. у нас нет возможности это проверить (в нашем случае таким местом стал подвал нашего дома. мы знали, что он существует - мама с папой часто о нем рассказывали - но сами там никогда не были, и возможности туда заглянуть на тот момент у нас не было).
чувствуете мысль? мы с сестренкой в тот момент создали маленькую религию. мы переломали все спички, которые были в коробке. мы "сотворили" массу всего прекрасного и волшебного. мы не видели, не ощущали результатов этого творения, но мы верили, что где-то лежат груды, возвышаются горы наших воплощенных желаний. мы себя чувствовали прекрасно, наши мысли парили у нас над головами и в душе царили мир и согласие со всем миром. ибо вера - искренняя и беззаветная - великая сила!
какое-то время спустя я таки попал в наш подвал. воспоминания о том, как мы ломали спички, к тому времени уже выветрились из наших голов - детские чувства мимолетны. и то, что в подвале не оказалось ни игрушек, ни коробок эскимо, ни велосипедов, ни книжек с живыми картинками, меня как-то не смутило. лишь спустя много лет я вспомнил об этом.
сегодня я смотрю на бабушек с фанатичным блеском в глазах, гнущих спины и истово крестящихся, вижу молодых людей, готовых разорвать на кусочки любого, кто непочтительно отзовется об их боге, и понимаю, что давно бы пора перестать ломать спички, задуматься о том, что происходит здесь и сейчас, но.. так нелегко отказаться от веры.
самое главное - я не чувствую себя вправе осуждать этих людей. потому что сам был в их положении. и знаю, что это такое - иметь искреннюю всепоглощающую веру..