Некоторые племена ныне живут весьма вольготно — некоторые благодаря полезным ископаемым в недрах их земель, другие — за счёт игорного бизнеса, запрещённого на соседних территориях. Огромная часть территории Штатов по большому счёту вообще не подконтрольна ни федеральным властям, ни властям штатов — у индейцев там своё собственное самоуправление, законы, полиция, суды, разве что валюты собственной нет.
Цитирую индейца:
Апачи мескальеро владеют лыжным курортом, который стоит более миллиона долларов. У хикарилья есть современный торговый центр. Племя уайт-маунтин в интересах развития туризма создало великолепную систему из двадцати шести искусственных озер с форелью. Сан-карлос успешно занимаются коммерческим скотоводством и в настоящее время создают индустриальный комплекс.
и далее...
В последние годы небольшие племена неоднократно пытались поднять в Вашингтоне вопрос о рыболовных правах. К сожалению, более значительные племена их не поддержали. Большие племена словно бы не понимают, что юридическое ущемление прав малого племени создает прецедент, который может быть распространен и на большое племя. Не исключено, что в конце концов рыболовство у всех индейцев будет регулироваться властями северо-западных штатов. Это неминуемо обернется трагедией, так как между спортивным рыболовством и рыбной ловлей у индейцев существует принципиальная разница. Индейцы ловят рыбу на пропитание себе и своим семьям. Любители ловят рыбу для развлечения. Если ситуация и дальше будет развиваться так же, индейцам, возможно, придется голодать, чтобы белые могли приятно проводить выходные дни на лоне природы.
Вот об этом я и говорю. Это для нас они все - индейцы. Так и мы все для них - бледнолицые. То есть, если швейцарцы живут хорошо, а молдоване плохо, то вероятно для индейцев это тоже будет странно. И они будут говорить, что есть богатые белые, а есть бедные белые. Если кто-то нападёт на Бельгию, Украине будет накакать на своих бледнолицых братьев.
Тем не менее, есть одно, в чём все индейцы едины:
Существует ряд белых организаций, старающихся помогать индейцам. Поскольку без них нам было бы лучше, я ограничусь только этим упоминанием и не стану их называть.
Все без исключения индейцы мечтают о том, чтобы белы сдриснули на свою историческую родину всем когалом и побыстрее. И более прочих их достали вовсе не "ковбойцы", а священники, лезущие без мыла в самые отдалённые уголки со своей дурацкой книжкой.
И сравни это всё с положением российских индейцев — нанайцев, ульчей, удэгейцев, орочей, нивхов, чукчей и пр.
Поход Ермака - начало геноцида русскими сибирских народов
Летом 1581 года вольный казак Ермак Тимофеевич на деньги промышленников Строгановых собрал отряд в 840 человек, навербованных из среды уголовников - казаков, русских, литовцев, немцев, татар, и вооружённых большим количеством оружия (3 пушки-фальконета, 300 пищалей, несколько сотен испанских аркебуз, стреляющих дробью ружей, арбалетов, луков, несколько тысяч единиц холодного оружия - сабли, копья, алебарды, топоры, кинжалы), построил лодки (каждая - на 20 человек) и, подготовив запасы продовольствия и боеприпасов, отправился в начале осени в поход через Урал вниз по реке Чусовой.
Цель похода была хорошо всем известна - завоевание существующего в Западной Сибири ужу 150 лет гос. образования местных татар, более известного как Сибирское ханство. Причина похода - хан отказался платить Московии дань пушниной (ежегодно с каждого человека по соболю и белке).
В течение недели отряд плыл сначала по Чусовой, затем по её притоку Серебряной. На перевале через Урал была устроена зимовка, а весной казаки перетащили волоком лодки до реки Тагил и оказались непосредственно во владениях сибирского хана.
Это было полной неожиданностью для татар, которые, не желая терпеть присутствие русских, нещадно грабивших местное население, срочно отправили гонца к хану Кучуму с вестью о несчастье. Тот не испугался и послал на русских отряд в 10000 всадников во главе со своим лучшим военачальником Маметкулом.
Два войска встретились у берега Туры. Казалось, тут бы Ермаку и встретить свою заслуженную смерть, НО у казаков было огромное тактическое преимущество - наличие огнестрельного оружия. Выстроившись в каре, русские метким и чётким огнём сумели удержать сибиряков на расстоянии, отбивая их атаки, а когда те замешкались, ринулись в контратаку, решив исход сражения в свою пользу.
Отчаянно пытаясь помешать русским, которые наступали на столицу государства - город Искер, татары дали им ещё несколько сражений, в которых им, к несчастью, не удалось одержать верх, хоть Ермак и потерял половину своих людей.
23 октября 1582 года русские штурмом взяли Искер. Местные жители, однако, не прекратили борьбу за свою независимость, начав ожесточённую партизанскую войну против русских. Они отбили Искер и уничтожили бОльшую часть отряда Ермака (включая его самого), но русские, получив крупные подкрепления от Ивана Грозного, спустя несколько лет подавили последние очаги сопротивления.
Последствия русского завоевания оказались катастрофичными для сибирских татар. Из примерно 25 тысяч представителей этого народа к концу 16го века 80% были уничтожены физически или вынуждены уйти со своих земель в Среднюю Азию. Другие же народы ханства (остяки, вогулы, самоеды, югра) хоть и не понесли таких численных потерь, но отныне за свою спокойную жизнь вынуждены были платить ясак (дань пушниной). Вот такая она, экспедиция Кортеса по-русски.
Так что в целом, похожая картина. Вообще, редкий русский знает все эти слова - ханты, коряки, кеты, эвенки.... Для нас это всё - чукчи. Говорят, что не стоило им давать водки. Они от неё почему-то мрут. В остальном, они никому в общем-то не упёрлись. Их даже не сильно в христианство пытались обратить. Священники мёрзнут там. По крайней мере, со времён освоения и до 1996 года их вообще никто не трогал, кроме браконьеров, геологов и военных. Но вероятно, наибольший вред их культуре нанесла система образования. Они стали забывать свой язык.