В 660 году Папа римский Виталиан ввел орган в католическую церковь.
В VIII столетии Византия славилась своими органами.
Византийский император Константин Копроним (рьяный борец с иконописью) прислал в подарок королю франков Пипину Короткому (отцу Карла Великого) большой орган. У короля франков не было роскошного дворца, как у Константина, и Пипин приказал установить орган в церкви. Карл Великий велел скопировать византийский орган для церквей Ахена, Вормса, Парижа.
Спустя века конструкция усовершенствуется: вместо воды внутри корпуса помещали два вида мехов — генераторы и регуляторы. Считается, что усовершенствование органа предприняли византийские мастера. Во всяком случае, описания пневматического органа мы находим у целого ряда авторов раннего Средневековья - у Юлиана Отступника (IV век н. э. ) , у св. Иеронима (конец IV - начало V века н. э. ) , а самое раннее изображение сохранилось на барельефе обелиска Феодосия Великого в Константинопольском императорском дворце (IV век н. э. ) . Эти авторы свидетельствуют, что у этого инструмента был красивый звук, клавиши легко отвечали при нажатии, что давало возможность исполнять подвижную музыку. Органист играл стоя, как на гидравлосе.
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX ст. они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV ст. В 1470 г. немец Бернгардт в Венеции ввел в орган педаль, то есть клавиатуру для ног. Старинные органы, в сравнении с современными, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 дм. Расстояние между клавишами было в полдюйма. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XVI и XVII ст. уменьшены клавиши и увеличено число трубок.
Почему в православной службе не используется орган?
Священник Православной Русской Церкви Г. А. Ольховский: "Введение органа в католической Церкви обуславливалось главным образом употреблением непонятного для народа латинского языка за богослужением. Народ не понимал церковной службы и потому скучал в храме. Ввиду этого католическое духовенство было вынуждено оживить богослужение введением инструментальной музыки.
У нас нет в наличности тех условий, которые вызывали необходимость введения органа в Церкви Западной. Богослужение совершается на понятном народу языке и сопровождается национальным, то есть созданным самим народом, пением. При таких условиях орган не только не прояснит в народном сознании как смысла текста церковных песнопений, так и всей службы в целом, но, напротив, только затемнит то и другое в сознании еще не окрепшего, в грамотности нашего прстонародья. Нам нужно вводить не орган, а приложить все старания к подъему общенародного пения в церкви, так как только этот путь приведет наш народ к сознательному участию в церковной службе"