О том, что Бах был искренне верующим человеком, говорит тот факт, что свои партитуры он украшал надписями «Одному Богу слава» («Soli Deo gloria»), «Иисус, помоги» («Jesu, juva»), причем эти надписи были для него не словесными формулами, но исповеданием веры, проходящим через все его творчество.
Музыка для него была богослужением. Свою музыку Бах считал лишь одним из голосов в хоре, воспевающих славу Божию. В течение всей своей жизни он оставался постоянным прихожанином лютеранской церкви.
Бах жил в эпоху барокко. Но музыка его не обусловлена особенностями данной эпохи. Более того, Бах как композитор развивался в сторону, обратную той, в какую развивалось искусство его времени. Эпоха Баха характерна стремительным движением искусства в сторону обмирщения, гуманизма: на первое место все более выдвигается человек с его страстями и пороками, все меньше места в искусстве остается Богу. Уже сыновья Баха будут жить в «галантном веке» с его легковесностью и легкомыслием. У Баха же все наоборот: с годами в его музыке становится все меньше человеческого, все больше божественного.
Бах был человеком Церкви. Он был не просто глубоко верующим лютеранином, но и богословом, хорошо разбиравшимся в религиозных вопросах. Его библиотека включала полное собрание сочинений Лютера, а также другие произведения религиозного характера.
Жизнь Баха была подчинена не мирскому, а церковному календарю. Представьте, к каждому воскресному дню он должен был написать «свежую» кантату, к Страстной седмице писал «Страсти» — по Матфею или по Иоанну; к Пасхе писал «Пасхальную ораторию», к Рождеству — «Рождественскую». Именно этим ритмом церковных праздников, ритмом священных памятей определялся весь строй его жизни. Мир все быстрее приобретал «черты гуманизма», философы изобретали все новые теории, которые должны были осчастливить человечество, а Бах воспевал Богу песнь из глубин сердца.