Автор Тема: клуб балалаечников и бывших балалаечников  (Прочитано 9150 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн anycolorsmith

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8844
  • Репутация: +2307/-9
  • Loving to live
Re: клуб балалаечников и бывших балалаечников
« Ответ #15 : Сентября 26, 2012, 17:35:36 »
У меня простейшая луначарская.

Оффлайн Сергей Наборщиков

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 0
  • Репутация: +1/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: клуб балалаечников и бывших балалаечников
« Ответ #16 : Марта 23, 2017, 19:44:36 »
Мой учитель, дядя Володя Глухов, говорил: на гитаре 6 или 7 струн, а у тебя на руке, только 5 пальцев, и на другой руке, пальцев одинаково. А, на балалайке, три струны, если у тебя есть желание, то пальцами, которые у тебя, на руках десять, можно играть то, что ни шестиструнка, ни семиструнка, выдать никогда не сможет, как балалайка, только строй меняй. 

... и добавил:

Лунная соната, на балалайке, это шедевр. Дядя Володя Глухов, Лунную сонату, на трёхструнной балалайке, сыграл, сногшибательно!
« Последнее редактирование: Марта 23, 2017, 19:51:17 от Сергей Наборщиков »

Оффлайн grindcorer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8665
  • Репутация: +3971/-335
  • Пойми - главное быть людьми!
Re: клуб балалаечников и бывших балалаечников
« Ответ #17 : Марта 23, 2017, 19:53:07 »
Мечтаю о балалайке,пачаму самая простая балалайка стоит как нормальная гитара акустическая?

Оффлайн Kanzeron

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4436
  • Репутация: +6650/-215
Re: клуб балалаечников и бывших балалаечников
« Ответ #18 : Марта 23, 2017, 20:48:00 »
Сколько стоит? Из какого дерева делается? Надо навести справки, тоже интересно

Оффлайн grindcorer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8665
  • Репутация: +3971/-335
  • Пойми - главное быть людьми!
Re: клуб балалаечников и бывших балалаечников
« Ответ #19 : Марта 23, 2017, 21:07:54 »
Kanzeron, 4000 ижевская из нз чего,более менее типа Дофф уже от 7 идут.

Оффлайн Алексей Репин

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Репутация: +0/-0
Re: клуб балалаечников и бывших балалаечников
« Ответ #20 : Ноября 05, 2019, 15:05:55 »
Вопросик по аппликатуре игры терциями.

С большим пальцем всё понятно — он «ездит» по 2-й и 3-й струне. А вот на первой струне только указательный и средний при этом используется, и при перемещении далее надо менять позицию? То есть, надо переставлять кисть, или можно большой вместе с безымянным пальцем ещё использовать, если на 1-й струне надо ставить палец на 2 лада ниже?
На практике, вроде как, получается с безымянным. Но при этом кисть и большой палец чуть разворачиваются. Не уверен, что это правильно. С другой стороны, позицию слишком часто менять тоже не представляется разумным.

Сыграть надо, к примеру, A-C, H-D, C-E. Как играть? Брать на первой струне до — указательным, ре — средним, а ми — безымянным? Или же, переходя на C-E надо переходить уже в IV позицию (на 7-й лад) и брать ми указательным пальцем?

Оффлайн Оператор

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1145
  • Репутация: +1201/-141
Re: клуб балалаечников и бывших балалаечников
« Ответ #21 : Ноября 08, 2019, 09:47:53 »
Мой учитель....................
Прям жир с монитора полился  :pozor:

Оффлайн Алексей Репин

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Репутация: +0/-0
Re: клуб балалаечников и бывших балалаечников
« Ответ #22 : Ноября 08, 2019, 09:59:54 »
Нашёл ответ здесь:
Ш. С. Амиров. Некоторые вопросы развития балалаечной техники (из опыта работы в классе профессора Е. Г. Блинова)

Цитировать
Сколь полезна и необходима такого рода работа над гаммами, доказано на практике многими исполнителями-балалаечниками — учениками Блинова. В работе с ними над техникой он большое место отводит игре гамм двойными нотами (в терцию и сексту). Основная работа здесь ложится на правую руку, отрабатываются разнообразные штрихи, приемы. В терцовых гаммах применяются различные виды аппликатур. Так, при исполнении основной тон неизменно играется большим пальцем, верхний звук — только первым, затем чередуя первый и второй, наконец, первым, вторым, первым, вторым, третьим, первым, вторым, третьим.
       Как основной вид аппликатуры следует считать последний, так как в нем применяется третий палец, он попадает на большую терцию и делает ее исполнение удобным. Эта аппликатура позволяет играть гаммы в более быстром темпе, например, соль мажор2 (пример 35).



То есть, безымянный с большим всё-таки используются, но несколько ограниченно — для исполнения большой терции.  :)
Заодно и по игре секстами тут же: не используется указательный палец:


« Последнее редактирование: Ноября 08, 2019, 10:07:31 от Алексей Репин »

Оффлайн Лёлят

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 48
  • Репутация: +18/-0
Re: клуб балалаечников и бывших балалаечников
« Ответ #23 : Февраля 12, 2020, 05:53:47 »
Сколько стоит? Из какого дерева делается? Надо навести справки, тоже интересно
В октябре 2019 покупал в Петербурге. В наличии бюджетных почти нигде не было. В итоге купил в старом добром музмагазине на Ваське за 13500 рублей + чехол 1000 рублей. Была ещё «из-под полы» за 4500, расписная, но она выглядела ужасно, хотя как сувенир может и сгодилась бы. В общем, было реальное ощущение, что в России балалайку не купить.  :o
_____________

Бренчу потихоньку. Некоторые вещи пока непонятны. В нашей местности преподавателей и близко нет, интернет тоже не позволяет установить нормальую видеосвязь. Приходится разбираться по самоучителям. Несколько балалаечных моментов, с которыми столкнулся, и которые, возможно, будут интересны таким же начинающим, как и я:
— хват грифа левой рукой совсем другой; гриф ложится на стык указательного пальца и ладони;
— если в нотах созвучие, но 2 и 3 струны зажимаются на одном и том же ладу; зажимаются они большим пальцем; выглядит это так, как раньше иногда народ брал басы на семиструнке;
 — созвучие фа-ре, где 2 и 3 струны зажимаются на 1 ладу, первая на 5-м (фа-фа-ре), либо аккорд Dm (фа-ля-ре); чтобы растянуться рукой, большой палец ставится на ребро (на левое, которое по отношению к ладони «внутреннее»).
— правая рука напоминает классическую гитарную постановку (картошка в руке); и такое ощущение, что кисть надо ещё чуть-чуть согнуть;
— очень многое играется только указательным пальцем, он как бы заменяет медиатор; примерно за пару недель ежедневной игры его кончик становится твёрдым, подобно подушечкам пальцев левой руки у гитаристов; вместе с этой твёрдостью появляется более приятный звук; играть надо самым кончиком, что поначалу вообще не даётся;
— любопытный и достаточно удобный приём: двойное пиццикато (двойной щипок); на гитаре, наверное, невозможен из-за близко друг к другу расположенных струн;
— непривычно играет рука при игре тремоло, она как бы крутится вокруг центральной оси предплечья; не уверен, что полностью правильно понимаю этот момент, но прогресс однозначно есть, и рука не так устаёт, как при движении вверх-вниз; в принципе, и бряцание похоже, только добавляется «гитарный бой» вверх-вниз.
— балалайка бюжетная; верхний порожек и подставку (кобылку) подтачивал. Хотя струны над 12 ладом, похоже, должны стоять повыше гитарных; есть ощущение, что при игре созвучиями после 10 лада не строит — предполагаю, что возможно, расстояние струн над грифом было учтено при изготовлении балалайки, и не надо было так сильно опускать струны.

Непонятки:
 — на высоких ладах большой палец не помещается уже, поэтому начинает немного приглушать струны; вот тут пока не разобрался, ставлю его на внешнее ребро (наружное ребро); вроде звучит, но иногда сложно одинаково прижать 2-ю и 3-ю струны выше 10 лада, и они немного диссонируют;
— не растянуть руку при игре некоторыми аккордами, например, С (соль-до-ми, где соль 3-я струна 3-й лад, до 2-я струна 8 лад, ми 1-я струна 7 лад); предполагаю, что большой палец надо ставить также на внутреннее ребро, внутренняя сторона ладони при этом почти прижимается к грифу — только так получается взять; но в каком-либо вообще темпе нереально, то мизинец глушит первую струну, то большой палец не загнуть;
— говорят, указательным пальцем надо бить краем ногтя, развернув его немного; у меня ноготь же почти параллелен струнам;
— непонятно как играть вибрато; подставка не закреплена, и она съезжает при попытках игры вибрато. Вибрато на балалайке несколько напоминает принцип действия электрогитарной машинки.
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2020, 16:20:10 от Лёлят »

Оффлайн VoVaNn

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 603
  • Репутация: +614/-3
Re: клуб балалаечников и бывших балалаечников
« Ответ #24 : Февраля 12, 2020, 15:03:08 »
реальное ощущение, что в России балалайку не купить.  :o
С медведями ситуация ещё хуже ;)
Когда-то успел чуть-чуть поиграть в оркестре на балалайке альт. А сейчас: от бабки с дедом осталась фабричная балалайка-прима. Иногда поигрываю на ней "светит месяц" и т.д. К слову, мои старики не признавали академический строй, они строились в открытом мажоре и не сильно высоко: 1Е, 2С#, 3А.
И, на мой взгляд этот строй гораздо практичнее. Вот пример мажорных и минорных трезвучий с обращениями на академическом строе:





А вот на том строе, на котором играли мои старики:





Естественно, что и произведения, где нужно одновременно солировать и вести аккомпанемент, типа упомянутого "светит месяц", на таком народном строе играть легко, а на академическом я даже не представляю как надо извернуться.

К слову, если кто разбирается, подскажите, пожалуйста, какие толщины струн надо использовать для этого фольклорного строя, а то их давно уже пора менять.
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2020, 15:17:57 от VoVaNn »

Оффлайн Kanzeron

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4436
  • Репутация: +6650/-215
Re: клуб балалаечников и бывших балалаечников
« Ответ #25 : Февраля 12, 2020, 15:43:19 »
Я тоже взял балалайку недавно, европейскую местную. 6 струн. Строй Е Е А, натяг дикий, хочу поменять струны и понизить строй

Оффлайн Лёлят

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 48
  • Репутация: +18/-0
Re: клуб балалаечников и бывших балалаечников
« Ответ #26 : Февраля 12, 2020, 16:59:23 »
Поначалу, пока порожки и подставку не сточил, держал строй на тон ниже, то есть, по Гельмогльцу если записать, то 3-я d1, 2-я d1, 1-я g1. Заметно легче. Кстати, на «дворовых» гитарах так часто делают.

По струнам для народного строя где-то видел в интернете, что народ брал гитарные струны, а рассчитывал, исходя из длины мензуры балалайки, и чему она соответствует на гитаре.
Ещё можно присмотреться к струнам для балалайки секунда. Строй секунды ниже на квинту, причём третья струна может настраиваться ниже второй. Гляньте в Википедии слово «балалайка».  Секунда и альт по-идее по размерам должны быть покрупнее примы.

Была статья про строй 3h 2e1 1a1, то есть, 3-ю струну спускают на кварту из ми в си. Интересная тема, на мой взгляд! Но есть «но» — можно потерять то самое характерное балалаечное звучание, которое дают 2 и 3 струны в унисон. Не зря эти струны из другого материала.

Ещё один момент, балалайка прима практически не аккомпанирующий, а солирующий инструмент. Поэтому, строй подобран для удобства игры созвучий в терцию, кварту и сексту, а не для игры аккордами. А вот, у секунды и альта, как я понял из статей, 3-ю струну часто спускают, что удобно для игры аккордами.

ИМХО, для дворовых песен секунда смотрится выгоднее примы.
« Последнее редактирование: Февраля 12, 2020, 17:29:59 от Лёлят »

Оффлайн Лёлят

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 48
  • Репутация: +18/-0
С медведями ситуация ещё хуже ;)
;D

...К слову, мои старики не признавали академический строй, они строились в открытом мажоре и не сильно высоко: 1Е, 2С#, 3А.
И, на мой взгляд этот строй гораздо практичнее...
Постепенно пришёл к тому, что строй надо выбирать, отталкиваясь от репертуара. Народный 1соль-2ми-3до (оно же 1Е, 2С#, 3А на два тона вниз) удобен для аккордов. Академический 1ля-2ми-3ми удобен для соло. Поначалу не понял строй с си, то есть 1ля-2ми-3си (третья струна спускается до си). Позже обнаружил, что если использовать аппликатуры с большим пальцем, то игра аккордами становится удобной! И переучиваться с академического заметно легче. Если хочется поиграть типично балалаечное, то лучше академический строй. Если хочется попеть и поиграть дворовые песни, я бы остановился как раз на последнем: 1ля-2ми-3си.

Отвечу на свои же вопросы:
Цитировать
Непонятки:
— на высоких ладах большой палец не помещается уже, поэтому начинает немного приглушать струны; вот тут пока не разобрался, ставлю его на внешнее ребро (наружное ребро); вроде звучит, но иногда сложно одинаково прижать 2-ю и 3-ю струны выше 10 лада, и они немного диссонируют;
— не растянуть руку при игре некоторыми аккордами, например, С (соль-до-ми, где соль 3-я струна 3-й лад, до 2-я струна 8 лад, ми 1-я струна 7 лад); предполагаю, что большой палец надо ставить также на внутреннее ребро, внутренняя сторона ладони при этом почти прижимается к грифу — только так получается взять; но в каком-либо вообще темпе нереально, то мизинец глушит первую струну, то большой палец не загнуть;
— говорят, указательным пальцем надо бить краем ногтя, развернув его немного; у меня ноготь же почти параллелен струнам;
— непонятно как играть вибрато; подставка не закреплена, и она съезжает при попытках игры вибрато. Вибрато на балалайке несколько напоминает принцип действия электрогитарной машинки.
1. Разворачивается, да на ребро.
2. Ладонь почти прижать к грифу, тогда можно дотянуться. Большой палец на ребро.
3. Да, немножко развернуть, как медиатор на электрогитаре, бить краем пальца почти у ногтя. Палец должен со временем окрепнуть, а кожа в этом месте огрубеть. Занятия чередовать указательным и средним пальцем, иначе указательный быстро разбивается.
4. Нашёл хорошее видео на канале у Сергея Воронцова. Он вообще очень хорошо объясняет. Вибрато делается за счёт нажатия на нижнюю часть подставки (у первой струны) ребром ладони; соответственно, дека немножко прогибается, подставка наклоняется, меняя натяжение струны.

Несколько записей, которые не хотелось бы потерять. Оставлю тут.
Есть смысл улучшить подставку, вставив кусочек кости. Балалайка стала немного звончее и громче. Сделал из гитарного костяного верхнего порожка. Приклеил обычным китайским моментальным клеем. Прикладываю фото. В интернете видел, что делают такие вставки только для 1-й струны.
Подставку следует притирать к деке. Один из способов: положить платок на деку (чтобы не царапать), на неё шкурку и водить подставку по шкурке. Дека немножко выпуклая. Когда хорошо притёрта, также звук становится чуть лучше.
Предплечье при игре тремоло по всем струнам и при игре пиццикато на одной струне надо перемещать. При игре пиццикато оно чуть отодвигается назад, чтобы указательный палец был почти у резонаторного отверстия. Зачем так, пока не очень понятно; подсмотрено.
Если не найти струн, то для замены 1-й струны подошла обычная гитарная 1-я струна. Замерял микрометром, практичски одного диаметра. Что касается мензуры, то получалось, что если на гитаре зажать на 5-м ладу, то получалось почти то же самое расстояние. Струна нормально стоит, даже немного мягче. 2-ю и 3-ю ещё не менял, по диаметру они ближе к нейлоновой гитарной 3-й.
« Последнее редактирование: Мая 17, 2021, 06:08:32 от Лёлят »

Оффлайн рокенролл

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 622
  • Репутация: +5559/-24
  • GuitarPlayer.Ru fan!
бывших балалаечников не бывает :pozor:

Оффлайн VoVaNn

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 603
  • Репутация: +614/-3
К слову, Николай Девлет-Кильдеев, прославившийся как гитарист и руководитель групп "Моральный кодекс" и "Стратосфера", а также как сессионный студийный гитарист, чья гитара звучит на записях многих популярных исполнителей, по образованию - балалаечник. И надо сказать, что умение играть на балалайке ему пригодилось и в сессионной студийной работе - именно его балалайка звучит, например, на записях групп "Любэ" и "Фабрика"