Блин - вот мастера были- Амати- Страдивари-Гварнери- и еще- как они искали секреты - дерева-формы-лака - Помнили каждую самую маленькую деталь каждого инструмента - Великие Мастера!!!
это всё в большей степени легенды, которыми обрастают данные артефакты.
На самом деле всё было гораздо проще ...
отсутствие правильных и записанных технологий ... точности процессов, их повторяемости ... они-то и приводили к постоянному поиску новых решений.
Есть такое понятие - кракелюр - это трещины, которые появляются на лаке. ЛОпаются таким образом картины ... видели в музеях?
Так вот, кракелюр этот появляется от того, что технология грунтования или закрытия лаком готовых картин и (в нашем случае) инструментов, предполагает нанесение нескольких слоев грунта или лака. И каждый раз приходилось для нового слоя (поверх подсохшего) готовить НОВЫЙ грунт/лак. А поскольку рецептура всякий раз была на глазок, то и свойства у лаков и грунтов отличались от прежних.
В резуотате продолжающего высыхания слоев они рвали друг друга из-за разной степени усадки. Т.о. появлялся естественный кракелюр. Это сейчас его называют винтаж или реликт. На самом деле это КОСЯК.
Так вот , по правилам готовую картину нужно крыть в несколько слоев несколько раз в течение года, тогда этот эффект может вообще не проявиться. А поскольку заказчик ждать долго не мог, то и крыли быстро ... проверил на отлип и кроет следующий слой.
Это сейчас свойства лаков стабильны и кракелюр получают искусственно - специально выпускают многокомпонентные лаки и грунты. Яркий пример это женский маникур - есть такие быстрые "разрывные" лаки - их еще называют "кожа питона".
Сейчас инструменты кроют в 6 слоев и всё нормально.
А тогда в эпоху Амати и т.д. один раз. И не факт, что следующий инструмент будет закрыт этим же лаком.
Ну, короч, вы поняли надеюсь ...