Есть такое понятие - музыкальная система - это совокупность звуков, которые используются в музыкальной практике.
Музыкальная система состоит из ступеней, всего их 35: 7 основных и 28 производных.
Основные ступени музыкальной системы располагаются на белых клавишах фортепиано и имеют следующие названия: до (с), ре (d), ми (e), фа (f), соль (g), ля (a), си (h).
Производные ступени музыкальной системы получаются при повышении или понижении основных ступеней:
1) 7 повышенных ступеней:до-диез (с#), ре-диез (d#), ми-диез (e#), фа-диез (f#), соль-диез (g#), ля-диез (a#), си-диез(h#).
2) 7 дважды повышенных ступеней: до-дубль-диез (с##), ре-дубль-диез (d##), ми-дубль-диез (e##), фа-дубль-диез (f##), соль-дубль-диез (g##), ля-дубль-диез (a##), си-дубль-диез (h##).
3) 7 пониженных ступеней: до-бемоль (сb), ре-бемоль (db), ми-бемоль (eb), фа-бемоль (fb), соль-бемоль (gb), ля-бемоль (ab), си-бемоль (b).
4) 7 дважды пониженных ступеней: до-дубль-бемоль (сbb), ре-дубль-бемоль (dbb), ми-дубль-бемоль (ebb), фа-дубль-бемоль (fbb), соль-дубль-бемоль (gbb), ля-дубль-бемоль (abb), си-дубль-бемоль (hbb).
Производные ступени располагаются как на чёрных, так и на белых клавишах фортепиано.
Например:
1) на белой клавише, где располагается основная ступень "до", также располагаются производные ступени: "си-диез" и "ре-дубль-бемоль";
2) на белой клавише, где располагается основная ступень "ре", также располагаются производные ступени: "до-дубль-диез" и "ми-дубль-бемоль";
3) на чёрной клавише между этими двумя белыми располагаются производные ступени: "си-дубль-диез", "до-диез" и "ре-бемоль".
Видно, что звук один и тот же (клавиша одна и та же), а его названий и обозначений (нот) несколько,
Есть также понятия лад. Отличается лад от музыкальной системы тем, что музыкальная система - это просто набор звуков, никак не связанных между собой, а лад - это набор звуков, которые связаны между собой определённым образом и есть иерархия.
В ладу тоже есть ступени. Видов ладов очень много. Для примера возьмём 7-ступенные лады: натуральный мажор (формула - т-т-п-т-т-т-п) и натуральный минор (формула - т-п-т-т-п-т-т).
По этим формулам ты получишь ОСНОВНЫЕ ступени мажорного и минорного ладов. Все остальные ступени будут ПРОИЗВОДНЫМИ ступенями лада.
При этом основной основной ступенью лада может стать как основная, так и производная ступень музыкальной системы; производной ступенью лада также может стать как основная, так и производная ступень музыкальной системы.
Натуральный мажорный лад от "до" (т.е. тональность до мажор):
1) основные ступени мажорного лада: c (I), d (II), e (III), f (IV), g (V), a (VI), h (VII);
2) производные ступени мажорного лада: с# (I#), db (IIb), d# (II#), eb (IIIb), f# (IV#), gb(Vb), g# (V#), ab (VIb), a# (VI#), b (VIIb);
Натуральный минорный лад от "до" (т.е. тональность до минор):
1) основные ступени минорного лада: c (I), d (II), eb (III), f (IV), g (V), ab (VI), b (VII);
2) производные ступени минорного лада: с# (I#), db (IIb), e (III#), fb (IVb), f# (IV#), gb (Vb), a (VI#), hbb (VIIb), h (VII#), cb (Ib).
Итак, еще раз резюме, которое важно знать, какие производные ступени могут быть в мажоре и миноре:
1) мажор: I#, IIb, II#, IIIb, IV#, Vb, V#, VIb, VI#, VIIb
2) минор: I#, IIb, III#, IVb, IV#, Vb, IV#, VIIb, VII#, Ib
Как видно, повышаться или понижаться основные ступени могут лишь в ту сторону, где "есть место", т.е. расстояние тон; если же расстояние полутон, то при повышении или понижении основной ступени мы получим производную ступень, совпадающую с основной ступенью, поэтому смысла такое повышение или понижение основной ступени иметь не будет, поэтому проще запомнить, каких производных ступеней быть не может в мажоре и миноре:
1) в мажоре НЕТ : III# (совпадает с IV), IVb (совпадает с III), VII# (совпадает с I), Ib (совпадает с VII);
2) в миноре НЕТ : II# совпадает с III) , IIIb (совпадает со II), V# (совпадает с VI), VIb (совпадает с V).
Кстати, с этой точки зрения тоже есть ошибка в твоём обозначении нот в g# мажоре.
Цитирую себя же:
>Как видно:
>- у тебя в тональности нет ОСНОВНОЙ третьей ступени (III - h# (си-диез)), а вместо неё написана ПРОИЗВОДНАЯ четвёртая пониженная ступень (IVb - с (до));
>- у тебя в тональности нет ОСНОВНОЙ шестой ступени (VI - e# (ми-диез)), а вместо неё написана ПРОИЗВОДНАЯ седьмая дважды пониженная ступень (VIIbb - f (фа));
>- у тебя в тональности нет ОСНОВНОЙ седьмой ступени (VII - f## (фа-дубль-диез)), а вместо неё написана ПРОИЗВОДНАЯ первая пониженная ступень (Ib - g (соль)).
Как я выше писал, в мажоре не может быть производных IVb и Ib ступеней, так как они совпадают с основными III и VII соответственно. Тем более ни в мажоре, ни в миноре не может быть производных дважды пониженных или дважды повышенных ступеней, так как они ВСЕГДА совпадут с какой-либо основной или производной ступенью (в этом примере производная дважды пониженная седьмая ступень совпала с основной шестой ступенью).