Ты какого года рождения? С какого года студийную трудовую деятельность начал?
58го. В конце 90х. До этого на любительском музыкантском уровне... с середины 70х.
Тогда и о себе поведай, чтоб знать на каком языке разговариваем и о чем вообще. А то фихзнает, куда суть разговора зашла.
Я говорил о первоочередной важности одних приборов в студиях(!) (в частности о VCA и эквалайзерах) и второстепенной других, которые появились позже и играют не главную роль и которых раньше вообще не было (раньше - это вообще раньше и с моей работой в студии не связано по времени)... в т.ч. и всякие фазовые трюки, которые чаще даже вредны, когда встает вопрос о "моносовместимости" фонограммы. Поэтому лично я крайне редко и неохотно использую расширители. "Религия" телевизионная и зачастую приходится делать разные миксы для СD, DVD и для ТВ (хотя и ТВ относительно недавно вещает в стерео, но тем не менее...). Вот! Со всеми этими штуками-трюками я столкнулся начав работать в студии на ТВ и они уже были цифровые или софтовые. Железных аналоговых именно расширителей в студии не видел, повторюсь, и даже не интересовался. Ты же решил меня ткнуть носом, что были и до цифровых... в бытовых усилках! Я правильно понял? Да, были. Только какое это имеет отношение к студиям? Они и делались для того, чтобы якобы "улучшить" звучание "несовершеных" записей и типа расширять стереобазу в возможно несовершенных бытовых условиях прослушивания. Даже, наскока помню, бывают разного типа - вычитают/подавляют суммирующую составляющую сигнала в средней точке, увеличивая разницу между каналами. Другие работают со смещением фаз в разных каналах в определённой полосе частот. Эти какбэ умеют даже из моно сделать "псевдостерео". Достоинство всех этих эффектов в усилах, что ими можно пользоваться по желанию на вкус именно в бытовых условиях и без вторжения в саму фонограмму, ибо всё это проделывать непосредственно с записью - сомнительное решение и даже вредное, чтобы использоваться в студиях.
Надеюсь, понятно изложил свое понимание обсуждаемого вопроса? Не хотелось бы холивара...
зы: Да! Перед этим довелось поработать несколько лет концертным FOH режиссером. Там встречались фазовые приборы-улучшяйзеры подобного типа. Но, опять же, к студийной работе и сведению они отношения не имеют и работают с акустикой помещений и залов. И, кстати, по моему скромному опыту работы с фирмачами, они и на концертах открещиваются от всех этих "чудо-прибабасов".