Хочу рассказать, что пришлось пережить моей дочери в связи с обучением фортепиано. Этой весной она заканчивала 7й класс музыкальной школы и стоял вопрос, идти ли в 8й, чтобы потом поступать в колледж, или выбрать другую профессию, не связанную с музыкой.
Дочь ни в какую не соглашалась даже на разговоры о другой профессии! Почему-то с ранних лет Варя (имя изменено) вбила себе в голову, что будет пианисткой, и все 7 лет обучения неотступно следовала этой мечте. Я сам программист, жена - школьный учитель, и понимая, что помочь мы ей не можем ни с занятиями, ни с дальнейшим устройством карьеры, конечно, сомневались, стоит ли ребенку выбирать музыку делом жизни.
Сомнения усиливались еще и тем, что ребенок просиживал чуть не все свободное время за инструментом, часто отказываясь от прогулок с подругами, походов в кино и прочих развлечений - и при этом постоянно педагог была ей недовольна.
«Музыкальности не хватает», «техника слабая», а в какие-то моменты Варя вообще приходила с урока в слезах, потому что её чуть не прямым текстом объявляли бездарной и никчемной. «Какой тебе колледж? Ни рук, ни ушей!» - это даже и мы с супругой слышали не раз, когда присутствовали на репетициях.
Преподавательница постоянно критиковала ее игру, требуя большей выразительности, более глубокого звука и т.п., - и я не то чтобы совсем против критики.
Но! Ведь Алла Леонидовна (имя изменено) вообще никак не объясняла, КАК достичь того, что она требует. «Прочувствуй это место – тогда и зазвучит», «Просто расслабь руку - тогда и побежит», «иди от ушей» - вот что часто слышала моя дочь.
Конечно, ни нам, ни ей было непонятно, как играть сложнейший пассаж расслабленной рукой (ведь тогда пальцы вообще не работают!) или как «прочувствовать, чтобы зазвучало». А на просьбы объяснить или научить педагог раздраженно говорила, что «это либо дано либо нет, если ваш ребенок не слышит, то тут уж я бессильна».
А ребенок фанатично проводил дни и часы в отчаянных попытках найти нужный звук, но по факту Варя действовала вслепую, следуя лишь своим ощущениям или какому-то наитию, и это конечно далеко не всегда давало результат. Безумно жаль было сотни, а может быть и тысячи часов, спущенных на ветер!
Конечно, несмотря на то, что всегда пытались поддерживать дочь, даже и у нас с женой начались мысли - может быть Варя и правда не своим делом занимается?
Но у Вари, наоборот, в ответ на все эти унижения просыпалась какая-то злость, может из желания доказать педагогу, что она чего-то стоит, не знаю.
Но, так или иначе, в конце марта Варя прошла отбор на участие в отчетном концерте школы с очень сложной пьесой - виртуозной прелюдией Рахманинова.
И хотя педагог до последнего не хотела её выпускать, говоря, что «не хочет, чтобы Варя её позорила» - после этого отбора даже чуть смягчилась. Сказала, «если выступишь хорошо на отчетном - возьму тебя в 8й класс, так и быть».
И тут случилось непредвиденное – дочь заболела. Привязался какой-то тяжелый грипп, когда не только играть, но и с кровати встать нереально. Почти 2 недели оказались просто выброшены из жизни!
Варя рассчитывала, что все это время будет оттачивать произведение, доводя до совершенства, а тут оставалось 12 дней. Да еще и по школе долги навалились, опять пропускать уроки уже никак было нельзя.
Обычно Варе требовалось несколько недель занятий, просто чтобы восстановить руки после перерыва, поэтому даже летний отпуск всегда подгадывали с учетом этого.
Но после болезни сев за инструмент, она сказала, что пальцы просто ватные, как будто и не играла никогда. Сложный текст Рахманинова вылетел и из головы, и из рук.
Наша девочка была просто в отчаянии!
Ей казалось, что все ее будущее под угрозой: ведь от выступления на отчетном концерте зависело очень многое!
И тут уже мы с ее матерью решили как-то кардинально поменять ситуацию и поняли, что надо искать репетитора.
Открыли авито - и на тебе! На самых высоких позициях в самом высоком рейтинге мы видим угадайте кого? Нашу Аллу Леонидовну!
И тут уже мы, родители, пришли в отчаяние: если человек, который по факту просто критикует и твердит «надо больше заниматься!» - считается лучшим репетитором, то насколько плохо все у нас в стране с музыкальным профессиональным обучением?!
Может, конечно, за деньги эта женщина занималась по-другому, но, честно, не было никакого желания проверять. Еще и доплачивать за то, что нашу дочь унижают и обесценивают, никак не поддерживая её в приверженности музыке.
Но дальше случилось истинное чудо – иначе это не назовешь!
Яндекс, конечно, запомнил мой поисковый запрос и выдал контекстную рекламу. Но это был не репетитор или школа, а бесплатный онлайн-интенсив «Энциклопедия фортепианного мастерства».
Конечно, и я, и жена скептически относимся к онлайн-обучению - уж очень много пустышек и всяких инфоцыган. Да и как можно научить онлайн правильной постановке рук и музыкальности, если уж даже офлайн педагоги, как оказалось, бессильны!
Но терять было все равно нечего, зарегистрировались.
Концерт был ровно через неделю, в пятницу, 26 апреля. А интенсив начинался на следующий день и шел все выходные.
И вот в субботу утром Варя подключилась к трансляции. Начало слушала вполуха, отвлекалась.
Но вскоре мы увидели, как наш ребенок буквально прилип к ноутбуку, а потом схватил его и побежал за пианино!
На 1й лекции интенсива давались приемы работы над техникой и виртуозностью. Они стали для дочки настоящим открытием! Ничего подобного ей никто ранее не рассказывал и не показывал: какие мышцы в какой степени нужно сокращать, какие, наоборот растягивать и расслаблять, и с помощью каких упражнений!
А на 2м дне интенсива рассказывалось, как должна строиться работа над звуком, над музыкальностью, и что это ВООБЩЕ ничего общего не имеет с вот этими псевдоинструкциями «иди от ушей» или «сыграй как ветерок подул».
Варя вдруг поняла, что значит расслабить руки, как работать над звуком. Наконец-то, на 7м году занятий… Оказалось, что и над артистизмом можно работать с помощью психологических упражнений.
Мы всегда думали, что варина зажатость на сцене, которая начала проявляться класса с 4го - это просто её характер. А оказывается, это… следствие жуткого токсичного воздействия ее учительницы!
Просто глаза открылись… оказывается, наша дочь вовсе не была бездарна.
Да и как можно назвать бездарным человека, который жизнь готов положить ради музыки?? Скорей уж бездарен педагог, который ничему не учит горящего своим делом ребенка.
Интенсив проводила пианистка-виртуоз Татьяна Безменова, лауреат различных конкурсов, преподаватель с 20-летним стажем. Она создала целую систему работы над техникой, звуком, артистизмом.
Варя настолько воодушевилась, что мы даже сначала подумали напрямую попробовать обратиться к Татьяне Игоревне по поводу уроков. Как мы и ожидали, стоимость уроков была даже по Москве, честно сказать, космическая. Но тут хотя бы понятно за что, и даже если такое «мясо» дается на лекциях, то представляю, что происходит на уроках. По факту, даже экономия получается. Не только денег, но и времени, сил, нервов.
Но, конечно, мест у неё не было, даже несмотря на высокий прайс. Конечно, к такому учителю будет очередь на много лет вперед, и многие родители, как и мы, не постоят за ценой, если речь идёт о счастливом будущем ребенка и его реализации.
Но администратор убедила нас пойти на онлайн-курс Татьяны Игоревны с сопровождением куратора. Сказала, что на курсе дается полная система, после которой у каждого пианиста наступает прорыв уже буквально через 2-3 месяца!
И мы без тени сомнений приобрели эту программу. Потому что у Вари прорыв наступил уже через 2 дня занятий по упражнениям и схемам, которые давались на БЕСПЛАТНОМ интенсиве!
А что будет на платном курсе - даже и представить было сложно, насколько высокий уровень и качество обучения.
При правильной посадке за инструментом и включении нужных групп мышц у дочки прелюдия восстановилась за 1 день. А через 3 дня стало получаться играть «легко, с живым звуком», как требовали от нее в школе. Лишнее напряжение ушло, прорезался артистизм.
Итог - Варя выступила великолепно! Подходили и завуч, и директор, а наша педагог, конечно, сияла от гордости.
И… начала смотреть на неё совсем другим взглядом. Внезапно заменила ей сонату для выпускного экзамена, и это за месяц до диплома!
Но Варя уже благодаря интенсиву знала, что можно качественно разучить произведение за несколько дней, и поэтому не испугалась.
Началась работа по курсу, куратор помогал и подсказывал лучше всякого репетитора, в духе и по системе Татьяны Игоревны Безменовой.
Дочь не только в кратчайшие сроки выучила новую сонату, но и вывела на новый уровень остальную программу. В том числе ненавистные ранее этюды, которые до этого не получались без помарок.
Педагог на глазах менялась в отношении к Варе. «Ну наконец-то она взялась за ум и начала больше заниматься!» - говорила она. Не подозревая, что теперь Варя тратила в два раза меньше времени на занятия.
Мы уж не стали ей говорить про занятия по курсу Татьяны Безменовой.
Диплом прошел блестяще, ни у кого не было сомнений, что Варе надо продолжать.
И тут случился еще один поворот событий: мы решили свозить Варю на прослушивание в школу при одном мз лучших колледжей Москвы! Ей дали допуск к экзаменам, и… взяли в 8й класс! Такого никто не ожидал, а для нашего подмосковного города это вообще было событием. Наша педагог, конечно, была раздосадована, хотя и высказывала сдержанные поздравления. Конечно, жаль отказываться от ученицы, которую учат играть другие люди, а ты только лавры пожинай.
К сентябрю Варя разучила огромную программу под чутким руководством куратора курса. А вчера прошел первый урок с педагогом школы колледжа, и учитель очень высоко оценил проделанную работу!
Наша дочь просто воспряла, и мы сами счастливы от этого.
Мы благодарны судьбе, что в нашей жизни появилась Татьяна Безменова с её уникальной системой подготовки музыкантов.
Жаль только одного – что мы не узнали про эту систему раньше!
Мы были удивлены, что на курсе учатся не только подростки и студенты ВУЗов, а по большей части даже взрослые музыканты и педагоги со стажем 20, 30 лет. И хотя они еще больше нашего жалеют об упущенных годах, но это дает надежду, что педагоги, подобные нашей Алле Леонидовне (сорри конечно, но факт), скоро переведутся, и вся страна будет преподавать музыку в настоящем качестве. А не срываясь на детей и не унижая их за то, что они не родились со встроенным умением играть на рояле.
Теперь считаем своим долгом рассказывать о Татьяне Игоревне всем знакомым, чьи дети учатся музыке. Да, работа по курсу непростая, но она сразу дает результат, в отличие от простого насиживания часов.
Решили и в этой группе поделиться, потому что теперь понимаем, что от проблем, которые были у Вари, страдает чуть не каждый пианист, и хочется, чтобы поменьше было жертв этой порочной системы.
Администратор группы разрешил выложить здесь ссылку на интенсив «Энциклопедия фортепианного мастерства», повтор состоится на этой и следующей неделе в субботу.
Приходите и послушайте, это бесплатно. Уж точно ничего не потеряете, а возможно, эти лекции дадут надежду или даже круто изменят вашу жизнь в лучшую сторону, как изменили нашу.